С другой стороны, данный принцип не является и абсолютным. Бытие определяет сознание не полностью. Есть известный люфт. Недостаточный для резкого и коренного изменения социально-экономического уклада, порядка, строя, но способный на мелкие сдвиги и шатания. Которые, как правило, не приводят ни к чему, компенсируя друг-друга и представляя обычный дребезг, но.. есть и варианты.
Если речь идет о точных науках, то предсказательная сила теории является залогом её верности. Если речь идет о науках социальных – предсказательная сила не стоит практически ничего. Либо это самосбывающееся пророчество, либо наоборот самонесбывающееся. Социальные теории будущее не предсказывают, они его создают, формируют, правят. Ценность имеет не предсказательная, но направляющая сила таких теорий. Сила, позволяющая превратить дребезг в набор упорядоченных последовательных усилий, которые будут складываться в тот решающий толчок, который позволит поменять траекторию развития социума.
Социальная теория революций включает в себя ещё и знание момента, когда подобные толчки будут максимально эффективны чтобы достичь результат с наименьшим приложением сил. Но главным – является не это, а механизм «захвата умов». Механизм вскрывающий, взламывающий представления масс о собственном бытии, заменяющий его иным, новым представлением.
Технически, решительно всё, что происходит с человеком, может быть представлено и как великое зло, и как великое благо. Боги делают что хотят, избран ты или проклят – решаешь только ты сам. Испытание и наказание отличаются только положением одного из переключателей глубоко в уме. Направляющая сила социальной теории должна не просто перекинуть этот переключатель, она должна направить, на путь. Показать, что нужно делать. Если она этого не делает – то это не теория, а набор нарративов и намерений.
Но просто сказать «мышки станьте ёжиками» мало и неэффективно. Правильная, добротная социальная теория не просто ломает и отбрасывает прежние представления, - она строит из них трамплин. Отказываясь от них, человек возносится над собой прежним, ощущает рост крыльев за плечами, чувство освобождения и понимания, желание действовать. Без этого теория обречена на забвение, она не будет самовоспроизводиться в новых и новых последователях. Дарвинизм, например, это делает, а Юнгианство – нет. С другой стороны полно теорий, которые расправляют крылья и только.. пути – нет. Пустышки.
Правильная добротная социальная теория становится учением, когда у неё получается масштабироваться на широчайший круг представлений различных людей на собственное бытие. Для этого ей придется бить в корень, в ту суть бытия, которая едина и у эллина, и у иудея. Нужна философия. Нужны начала – вроде принципа о бытии и сознании. О типах бытия и типах сознания. О том, что мораль – производное от типа сознания, а не наоборот. О том, что есть базис, есть надстройка, есть единый порядок причин и следствий. Есть силы, силы порождают динамику, динамика создает эстетику, эстетика согласует всю тьму вещей в единое мироздание из которого одни кирпичи можно вынуть, а другие - нет.
В этом и только в этом виде она способна захватить людей, которые не подчинены всецело своему уму и видят свои представления именно как представления, а не как истину о мире, истории и судьбе, их устройстве и окончательном итоге в будущем. Для которых выбор представлений между «избранностью» и «проклятием» является осознанным и свободным, а не выученным (=навязанным) и самоочевидным (= ну вот же). Это превращает учение для них в инструмент, способный сворачивать горы. Направлять массы.
Массы, которые не могут просто взять и перестать быть косными, одураченными, эгоистичными, унылыми, алчными, равнодушными, трусливыми, жестокими и т.д. Не могут просто взять и стать более сознательными. Но их можно нарезАть. Их можно свести в группы по интересам, по ключевым общим элементам бытия. Объедините людей верующих в христа и они забудут, что они буржуа. Объедините людей в профсоюз и они забудут, что веруют в христа. Объедините людей по национальностям или расам, и они забудут что здесь ещё есть и другие. Объедините людей по их сексуальным наклонностям.. ну вы поняли… До сих пор не знаю как объединить людей, чтобы они забыли какого они пола, но работа очевидно идёт..
Если вы этого не делаете – у вас ничего нет. Если эти процессы не идут в обществе – у вас ничего нет. Если идут, но не направляются вами – у вас хуже, чем ничего нет. Если идут, не направляются вами и формируют враждебные вам групповую иерархию – вам пи%^а. Вот и всё, что я хотел сказать политически активным гражданам