Karachee (karachee) wrote,
Karachee
karachee

Category:
Философия Маркса строится на фундаментальном утверждении о том, что бытие определяет сознание. Данный закон не является в своем проявлении абсолютным (иначе каменный век бы закончился только вместе с камнями) но он статистически верен, работает в 9 из 10 случаев. Поскольку конечной исследовательской целью Маркса являлась экономика, а не физика, химия, механика... то фундамент под марксизмом более чем основательный. Далее Маркс экстраполирует суммы сил, которые стоят за бытием и делает второе фундаментальное утверждение, о том, что доминирующим является "экономическое бытие", которое формирует доминирующее классовое сознание. Говоря простыми словами, как человек добывает себе пищу, одежду, кров, так он и мыслит себя, свои интересы, свои "что такое хорошо и что такое плохо". Данный закон также является статистически верным на момент написания "Капитала" (в Европе это 7 из 10), более того, общие тенденции развития общества в это время вели к тому, что степень доминирования именно этой формы бытия росла высокими темпами. А самыми высокими темпами она росла в среде пролетариата, что, надеюсь, не требует дополнительных пояснений.

Естественными конкурентами классового сознания, (по части тотального доминирования на всю башню) всю историю человечества являлись сознание религиозное и сознание национально-патриотическое. Не смотря на многочисленные попытки в 20-м веке поднять на флаг какие-то новые типы сознания, к массовым успехам ни одна из них не привела, и сегодня мы имеем тот же расклад, что и пару веков назад. Человек определяет себя либо через принадлежность к классу, социальной группе, профессии, сфере деятельности, способу заработка, либо через веру в Бога, Аллаха, Будду, Макароного монстра, инопланетян, феминизм, конспирологию, научную картину мира и пр., либо через гражданство страны, её политику, её цели, задачи, историю и судьбу. Вопрос по прежнему в бытии, доминирующей форме бытия, и вот тут произошли существенные изменения в трендах, которые раскачивают лодки прямо сейчас.


Мы живем в самом лучшем из миров, по части материального положения масс. Если не брать третий и четвертый миры, то вопросы добычи пищи, одежды, крова решаются сегодня достаточно просто и стандартно, причем выбор решений многозначен. Это ведет к тому, то данные аспекты экономического бытия во первых уже не определяют сознание четко, дают на выходе некую классовую размазню. Во вторых само влияние мало, т.к. малы риски на большие потери и малы шансы на существенные награды. Современный благополучный массовый человек не ждет отсюда существенных изменений в своей жизни прямо сегодня, потому его сознательность здесь минимальна. Соотвественно религиозное и национальные сознания последние сто и более лет отыгрывали назад свои позиции. И подобно тому, как классовый антагонизм падал, антагонгизм религиозный и межнациональный наоборот рос и достиг ныне очередного исторического пика. Можете теперь посмотреть на карту, телевизор и интернет новым взглядом. А любой антагонизм, как широко известно социологам, политикам и геймдизайнерам образует петлю положительной обратной связи. Что собственно и позволяло в прошлом не раз избежать социального взрыва ввязавшись в национальную войну, либо устроив религиозную революцию. И наоборот - прекращать войну, запечатывая в вагон лидера большевиков. Впрочем речь не об этом.

Так о чем всё это я? Не смотря на то, что формы доминирующего сознания не изменились, изменились формы доминирующего бытия. Их теперь на одно больше. Если человек 3 часа в день играет в игру, то эти 3 часа он пребывает в мире, где его религиозное, классовое и национальное сознание подвергается давлению искуственно настроенного оптимизированного бытия. И хотя 3 часа это меньше, чем 12, они могут быть равны или превосходить их по интенсивности переживаний. И почему это так? Потому что в любой игре риски, угрозы, призы задраны до максимума, а любое вживание в процесс вознаграждается сразу и основательно. Отыгрывая вора, выбирая божественного покровителя, расу и клан, геймер погружается в то самое бытие, которому его сознание максимально склонно давать права админа на свое переопределение. Причем данное бытие в некотрых, хорошо, если не во всех аспектах, будет антагонистично реальному бытию геймера, и будет существенно выигрывать по части логичности и продуманности. Отсюда мы имеем, или вот-вот будем иметь совершенно отдельный малоизученный процесс стороннего воздействия на социум , могущество которого склонно увеличиваться непостижимыми темпами.

Игры разных жанров используют разные механизмы воздействия, которые могут с одной стороны служить проводником тонких, спланированных автором, настроек в сознании геймера, а с другой вызывать сложные и непредсказуемые цепные реакции, каскады мутаций в системе ценностей и методологии анализа потока причинности. Здесь я вижу непаханное поле для интереснейшей деятельности, не только исследовательской. ;)
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (без темы)

    Бытие определяет сознание. Это краеугольный камень любой современной социальной теории. Если бы это было не так, то какой смысл выводить…

  • В этот день 14 лет назад

    Этот пост был опубликован 14 лет назад! Базар-вокзал- нирвана..

  • В этот день 15 лет назад

    Не в этот день, но рядом. Как же меня тогда проперло. Одно из совершенно ясных и полных озарений. Отождествляясь с умом человек сразу начинает…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments