Далее голосовой интерфейс станет не просто рядовым местом всех-всех устройств, а в 80% случаев и единственным. Т.е. свет включать кнопкой, дверь открыть ключом вы сможете только в глухой деревне. Без одного из языков, на котором работает всё, можно будет жить в глуши или Африке. Но интернет будет уже и там. Акцент и шепелявость станет видом инвалидности препятствующим трудоустройству.
Уже этих двух факторов среды будет достаточно, чтобы мелкие языки и группы их использующие оказались в социальной изоляции. Со всеми вытекающими экономическими последствиями для носителей. При росте дефицита земель, воды, ресурсов и пр.. ниши, где они сохраняли самобытность будут быстро-быстро окультурены. И на этом всё, пойдет отсчет последних 2-3 поколений.
2) В 70-х в Москву приезжал один из американских лидеров движения за права безработных. Он жил тут около полугода, ездил по стране, разговаривал с людьми. Историю эту знаю со слов учителя физики, который присутствовал на одной из встреч будучи студентом. Американца стандартно спросили, что ему понравилось в СССР? Американец ответил нестандартно. Он сказал, что ему понравилось, какой в СССР живет бедный и бесстрашный народ. Вам не надо бояться, что если потеряешь работу, хозяин выгонит тебе из квартиры через три дня. Что если тебя оштрафовали на работе, тебе не надо думать где украсть денег, чтобы заплатить за электричество и в твоей квартире детям было тепло. Не нужно бояться, что ты закашлял и это может быть всё.. потому что хорошо тебя лечить не будут, а на работе надо быть каждый день. Америка живет богаче, но она вся боится, только самые богатые - нет. Вы не живете богато, вы можете жить бедно и без страха. Вы очень защищены, вы очень бесстрашны, вы этого не цените.
Я думаю, американец хотел сказать "непуганые идиоты", но просто не знал нужного выражения.
3) Свобода в европейской культуре вообще, и философии в частности - настолько самодостаточное, самоценное и сакрализированное понятие, что любое его определения является либо кощунством, либо попыткой революции.
Предложенное определение по смыслу близко к марксистскому "свобода есть осознанная необходимость", но уступает ему в жёсткости и четкости формулировки.
В любом случае, пока мы находимся на базальтовой плите западной философии со всем ее гуманизмом, системой мер и ценностей, мы будем вольно или невольно читать такие определения наоборот. Зная внутренне, что есть свобода, догматически, инстинктивно определять уже через оное знание, что есть "возможность", что есть "мыслить", что есть "правильно". Для Гегеля этого ограничения не существует, т.к. для него философия кончилась, фундамент упал.
Если рассматривать свободу чисто технически, например как "свободу вращения захвата манипулятора", то определить свободу ничего не стоит. Свобода - это пространство для маневра. Но сейчас подползает фундамент, и ....