Karachee (karachee) wrote,
Karachee
karachee

Category:

и им не сойтись никогда 2

В противостоянии технарей и гуманитариев нет ничего нового (в СССР в 60-х это называлось спором физиков и лириков), однако лишь написав пару постов в разных ветках я в полной мере ощутил всю ширину пропасти. Именно ширину. Попробую как технарь алхимик вбить пару клиньев.

Гуманитарные дисциплины по большей части отличаются тем, что факты там, сами по себе не стоят почти ничего. Одних фактов в литературе, культурологии, социологии, истории и пр., (порой даже в экономике) – категорически НЕДОСТАТОЧНО ДЛЯ ВЫВОДОВ, необходимы ИНТЕРПРЕТАЦИИ. А интерпретации – это контекст, подключая тот или иной контекст гуманитарий способен прийти к самым противоположным выводам. И если для гуманитария – это обстоятельство, совершенным образом, обычная рабочая обстановка, то для любого неподготовленного технаря это катастрофа и полная дезориентация.

Технарь привык к тому, что контекст всегда один – единственно верный, одиножды привязанный к науке, дисциплине набор аксиом. Поэтому он даже термином таким «контекст» не владеет, он ему не нужен. Огонь жжет, вода мочит, олово плавится при температуре 231.9 градусов, все можно сравнить и сопоставить. Для него всё в мире понятно. Но совершенно непонятно, когда гуманитарий ему вдруг говорит фразу «нельзя сравнивать».

Т.е. если взять такой довольно навязший на зубах пример про "нельзя сравнивать Косово и Крым". Это очень непонятно… Очень. Как так? Нельзя? Почему? Очевидно потому, что, сравнивая Косово и Крым, МЫ РИСКУЕМ ПРИЙТИ НЕ К ТЕМ ВЫВОДАМ. И вот тут очень важный момент - гуманитарий, он же говоря эту фразу ни разу не оправдывается. А ему не надо. Он совершенно сознательно продвигает мысль о том, что выводы могут оказаться самыми разными, поэтому некоторые выводы делать не надо вовсе.

Иными словами у гуманитария всегда есть в голове представление о нужных и ненужных выводах. Для технарей, это объективный косяк, баг мышления, необъективность, для гуманитария это - фича и инструмент. И почему это так? Потому что там, где для технаря в приоритете истина, для гуманитария в приоритете добро. Именно тут и разверзается пропасть.

Технические дисциплины не предполагают, что законы природы здесь и сейчас могут как-то меняться в угоду социальным процессам. Они заведомо стоят над любыми шевелениями человейника. Атомная электростанция работает потому, что все расчеты проведены в единой системе, по единым формулам, согласно однозначно интерпретированным экспериментальным данным.

Но гуманитарные дисциплины – иные, их законы и выводы формулируются не для того, чтобы строить ядерные реакторы, они непосредственно должны улучшать человеческую природу. Они должны объяснять мир так, чтобы укреплять веру в человечество и направлять его действия в самое правильное, гуманное, доброе и милосердное русло. А вовсе не в то, которое более эффективно решает текущую частную социальную задачу. Поэтому гуманитарий и говорит свое «нельзя сравнивать» - он, сцуко, уже увидел, что какой-то путь человечества к светлому завтра может быть скомпрометирован. А не допустить такого, есть его непосредственная работа, и тут нет никакого оруэлловского двоемыслия. Потому он искренне не понимает, почем на него ополчаются за «нельзя сравнивать». Нельзя, значит нельзя, значит не будем. И всё будет хорошо.

Поэтому когда где-то в ЖЖ обсуждают вопрос "Что есть разум", то технари и гуманитарии спорят сразу о разных вещах. Технори о том, как разум воспроизвести, как в нем разобраться, как его заставить работать. Гуманитарии о том, как сформировать такое понимание разума в пространстве новых исследований ИИ и открытий неврологии.. чтобы ни одна нравстенно-этическая норма человечества не пострадала.

Что происходит с этим конфликтом сейчас. Есть два не очень хороших процесса. Первый - правительства сейчас намного плотнее занимаются гуманитарными дисциплинами, чем 50 лет назад. А это, в первую очередь – ротация экспертов. Эксперты гуманитарии во власти дают такие вот эффекты, когда «нельзя сравнивать» становятся официальной политической позицией. Чего быть не должно хотя бы уже потому, что гуманитарные науки у нас на планете не приведены к общему знаменателю, а представляют собой набор разных, часто воюющих школ. Второй – пресловутый агрессивный контроль гуманитарного сообщества за популяризацией научных знаний. Который проявляется в виде гражданских и юридических актов защиты гендерного, религиозного, расового и любого другого равенства от «оскорбляющей» информации. То есть от данных, которые могут скомпрометировать те или иные гуманитарные ценности. Что, по сути, уже является непосредственным риском того, что целые направления исследований окажутся скомпрометированы. И это уже может вызвать более чем реальные производственные траблы. Те же АЭС, не то, чтобы станут взрываться, но, например, перестанут строиться. :)
Tags: социо
Subscribe

  • В этот день 15 лет назад

    Походу вопрос мироустройства был мною закрыт в аккурат 15 лет назад. Боже, как давно это было, но сколь мало воды утекло.

  • (no subject)

    Попалось сегодня мельком во френдленте у кого-то рассуждение о том, что "картина мира" это плохо. Плохо потому, что она есть идеология. А идеология -…

  • (no subject)

    ЖЖ регулярно пихает в уведомления совершенно лютую фигню, под рубрикой: "Это может быть вам интересно." Мне интересно с хуя ли? по какой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 101 comments

  • В этот день 15 лет назад

    Походу вопрос мироустройства был мною закрыт в аккурат 15 лет назад. Боже, как давно это было, но сколь мало воды утекло.

  • (no subject)

    Попалось сегодня мельком во френдленте у кого-то рассуждение о том, что "картина мира" это плохо. Плохо потому, что она есть идеология. А идеология -…

  • (no subject)

    ЖЖ регулярно пихает в уведомления совершенно лютую фигню, под рубрикой: "Это может быть вам интересно." Мне интересно с хуя ли? по какой…