Karachee (karachee) wrote,
Karachee
karachee

Categories:

Маркс&Маnрица 4

Маркс&Матрица 1
Маркс&Матрица 2
Маркс&Матрица 3

В 2016 году две крупные известные частные компании заключили сделку, одна купила у другой ~ 30 000 танков. Компания покупатель не собиралась начинать маленькую победоносную войну, она хотела извлечь из сделки прибыль, танки предназначались в качестве подарков клиентам компании, которые купили особый пакет услуг. Одну компанию звали «WOT», другую «Ростелеком», общая сумма сделки составила 2,5 миллиарда рублей, а танки были виртуальными.

Что для нас означает эта сделка? Ровно то, что виртуальные товары уже вполне себе присутствуют на рынках наряду с товарами реальными. При этом они обладают рядом значительных преимуществ перед реальными с точки зрения всех участников сделки. Виртуальный товар не ведает износа, амортизации, усушки и утруски, не требует не только особых условий, но и складского пространства для своего хранения, его транспортировка и производство обходится в суммы близкие к нулю, но самое главное – производство каждой новой единицы товара не требует материальных ресурсов. Последний факт крайне важен, если мы рассматриваем законы развития рыночной экономики в рамках теории Маркса.

Капитализм способен эффективно функционировать только при условии растущей экономики. 5% роста ВВП в год означает, что капиталисты в целом в этом году получили 5% прибыли. Понятно, что кто-то получил 200% прибыли, кто-то наоборот разорился, но в среднем выигравших больше, чем проигравших, в этом году капитал играл в игру с положительной суммой. Если ВВП падает на 5% в год, то число проигравших больше, в этом случае капитализм начинает валиться, сокращает производство, начинаются проблемы с уровнем зарплат, безработицей, уровнем потребления и т.д. и т.п.

Классический Марксизм видит одну из проблем капитализма в том, что этот самый постоянный рост экономики поддерживать окажется однажды невозможно просто потому, что любые ресурсы склонны кончаться. Кончится однажды нефть, уголь, железо, уран и даже дейтерий с тритием. Чуть получше с водой, землей и лесом, но там есть свой уровень ограничений, выше которого ресурс брать нельзя, т.е. опять таки, откуда взяться дальнейшему росту? Рост классической экономики подразумевает рост добычи ресурсов, больше металла, больше дерева, больше нефти, всего добывать надо только больше, чтобы мог расти и уровень потребления, падение же уровня добычи создает кризисы и ведет к обнищанию масс.

Вплоть до 80-х годов XX века все футурологи и экономисты-глобальщики видели лишь один выход из этой проблемы – космическая экспансия. Ресурсы конечны на земле, но в космосе их ещё вагон и маленькая тележка. Железо будем копать на Марсе, уран на Венере, газ откачивать с Юпитера. Более прагматичные и приземленные ученые надеялись на опережающее развитие технологий, которые позволят использовать всё новые и новые ресурсы, которые пока никак не задействованы, что будет отодвигать проблему во все более далекое будущее. Маркс же считал, что капитализм просто неминуемо упрется в тупик ресурсного голода, который его неминуемо добьет, но сначала породит целую серию чудовищных по своей разрушительности войн.


Так вот, технология виртуальных миров снимает проблему на раз. Если производство реальных товаров перестанет однажды расти и начнет сокращаться – не беда, производство и потребление виртуальных товаров сможет расти бесконечно, нужно будет просто перебросить туда поток инвестиций и мотивировать потребителя.

Сегодня собственность среднего человека на 99% состоит из реальных активов. Жильё, машина, мебель, одежда, приборы, предметы обихода и т.д. Виртуальные активы, как то танки в ангарах, корабли в портах, маунты в конюшнях и т.д. в общей стоимости едва ли составят и 1%. Однако процессы тотальной компьютеризации и смартфонизации населения сдвигают эту пропорцию в сторону матрицы каждый день, каждую минуту, каждую секунду. Когда однажды, проснувшись утром, землянин обнаружит, что 51% зарплаты он тратит на приобретение виртуальных объектов, это будет означать, что до черты, за которой победа матрицы становится неизбежной ему осталось сделать ровно половину шага.

Кроме 3d моделей обогащенных алгоритмами движения и функционалом к виртуальным товарам смело относим книги, фильмы и музыку. Это тоже товар, каждая электронная копия которого не потребляет ресурс, но этот товар одноразовый, чисто потребительский. Что касается танков, драконов и персонажей – там ситуация имеет совершенно дополнительный аспект, это не только виртуальный товар, это ещё и перспективное виртуальное средство производства. Человек может трудиться в сети, прокачивая персонажа, зарабатывать виртуальную валюту, приобретать виртуальные шмотки и т.д. Может всё это продавать на аукционе(обычно подпольном) за реал. Но он может ещё и сдавать персонажа и другое имущество в аренду. Более того, в играх уже есть функционал, когда персонаж может просто день за днем сам, без участия игрока регулярно приносить какую-то прибыль, какие-то игровые ресурсы - которые не стоят никому ни единцы труда.

Это очень важный момент, который очень надо четко уяснить. Естественно любая игра, любая таблица в этой игре, любое изменение в этой таблице – может быть переведено на единицы энергии, работу программистов и дизайнеров, т.е. сведено к классическому марксизму, где добавочная стоимость не берется из ничего, не получается без труда. Но, если взять две таблицы, в два разных момента времени в одной из которых в ячейке стоит цифра 5, а в другой в той же ячейке 500 000, то для игрока это может означать, что количество виртуальных объектов в его собственности (тех же танков, например) увеличилось в 100 000 раз, при этом ни один дизайнер, программист и электрик не потратил на это ни одной дополнительной секунды труда. Чистая алхимия.


Продолжение следует.
Subscribe

  • В этот день 4 года назад

    Этот пост был опубликован 4 года назад! А мог быть вчера или завтра.

  • об объективность некоторой статистики

    Число зараженных Ковид-19 в Турции превысило число зараженных в России. Уже на 10 000, если верить вот этому американскому сайту.. При этом число…

  • (no subject)

    "Знает неправильно, зато убежденно" — это та табличка, которую следовало бы прибить на входе в интернет.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments