Действительности совершенно все равно, как ее видят. Нет ни одного объективного физического закона, который бы диктовал, как воспринимать ее правильно. Объективно ни одно видение действительности ничем не правильней другого.
Одновременно с этим, все люди, а также и все иные живые существа являются в действительности не только уникальными, различными, но и похожими, одинаковыми. И если различия определяют то, как по разному каждый взаимодействует с действительностью, получает различные успешные и неудачные результаты, которые формируют его уникальное видение, отношение к действительности, то одинаковость определяет идентичные взаимодействия с действительностью, ведущие к одинаковым результатам и формирования универсального, общего для всех, видения действительности.
Первый, а точнее нулевой, шаг, который здесь делает Будда, это выбор такого видения действительности, такой системы воззрений, в которой то ОБЩЕЕ, что есть у всех живых существ, ставится ВЫШЕ их РАЗЛИЧИЙ. Этот выбор постулирует, что универсальное общее для всех живых существ видение действительности - есть. Его и следует называть правильным видением. В буддийской терминологии. Тогда как видения, порожденные всеми различиями в качествах, опыте, целях, привязанностях, будут соответственно ложными воззрениями, ложным видением.
Будда ТАК ВЫБРАЛ, вы можете сделать другой выбор. Выбор Будды был ничем не обусловлен, ни на что не опирался. Он четко сознавал, что а) это его выбор, б) нет ни одной причины почему он доложен быть такой, в) этот выбор может быть совершенно любым и может быть в любой момент изменен. Что бы ни происходило в действительности, ничто не отнимет у человека способность видеть происходящее так, как ему заблагорассудится. В этом состоит величайшее могущество человека, которое есть и величайшая ответственность. Это и называется Природой Будды, которая есть у человека, но которой «нет» у собаки.
Принятие этого факта, этой ответственности и могущества составляет видение не правильное, но Видение Совершенное. В буддийской терминологии.
Отказаться от этого могущества и ответственности очень легко. Достаточно признать, что есть некое внешнее единственно верное видение действительности, которого можно достичь усердием и прилежанием. В Поэтому когда Шан-Сю пишет «Поверхность чистого зеркала нужно неустанно протирать от грязи и пыли», Хуэй-Нэн в ответ смеется «У чистого зеркала нет поверхности, как на нем может оказаться грязь и пыль».
via
