Ну раз пошла такая пьянка, ату науку )))
Попробую что-нибудь объяснить здесь на пальцах. Начнем, пожалуй, вот с этого момента, где «формальная логика отрывается от реальности, игнорирует истину и т.п.» И она не столько отрывается, сколько оторвана изначально, в силу конструктивных особенностей.
Формальная логика работает исключительно с объектами. Точнее с системами, которые представляют собой совокупность объектов и связей между ними. Но что есть объект, а что объектом не является? Сама логика ответить на этот вопрос не может, придется опереться на постулаты, на некоторые аксиомы, которые уже никак не доказать.
Мир перед нами не нарезан на объекты, мир целый, сплошной в своем многообразии, чтобы выделить в нем объекты, надо проделать сознательную работу. И вот получается наука физика с её аксиомами, которая выделила вот такие объекты и связи и с ними теперь работает. Вот химия с другими аксиомами, которая выделила в ТОМ ЖЕ МИРЕ, в том же пространстве и времени другие объекты, другие связи и тоже с ними работает. Есть ещё биология, геометрия, астрономия и т.д. и т.п. астрология опять же – все они работают с некоторыми своими системами и не работают с другими.
Поэтому та самая вода в разных науках может описываться совершенно разными терминами и у неё будут абсолютно непохожие описания свойств и качеств. И почему это так? Потому что объект вода помещен всякий раз в свою систему, в свой контекст, где у него есть свой функционал, своя роль и т.д.
Интуитивно ясно, что мир (один и тот же) можно нарезать на объекты бесконечным числом способов, получая все новые науки и внутри каждой найдутся свои законы, описывающие взаимодействие объектов и позволяющие предсказывать их поведение и даже заставлять вести себя так, как это требуется человеку в том же компьютере и ядерной бомбе. Ну или не получится и наука умрет невостребованной. Это все хорошо и здорово.
Едем дальше, где все это «научное» перестает работать. В первую очередь формальная логика дохнет там, где число объектов и связей не является конечным. Мир же бесконечен – поэтому науки всегда работают с ограниченным количеством данных, они ОБЯЗАНЫ И ВЫНУЖДЕНЫ отсекать либо игнорировать всю информацию, что не является для них обязательной и значимой. Т.е. они абстрагируются от происходящего в сторону некоторых своих примитивов, более узкого, более компактного описания мира из которого отброшено все, что их не касается.
Хорошо ли это? Для конкретных узких целей, которые преследует наука – хорошо и здорово. Для поиска новых целей, расширения горизонтов знания, поиска ответов на вопросы вида «Кто я? Зачем вселенная? Куда жить?» - абсолютно нездорово. Поэтому я и говорю, что большинству прорывных успехов, которые являются не столько задачей «достичь цели», сколько задачей «придумать цель», наука обязана тому 1% ученых, которые отсекают лишнюю информацию не излишне тщательно. Причем делают это как сознательно, так и не сознательно. В первом случае имеем дело с гениальностью, во втором с открытиями по ошибке.
Во вторую очередь, формальная логика пасует, когда объект всего один. Этот объект, например вселенная, например мир, например человечество. Для любой науки есть такой объект, который включает в себя всю её систему знаний и контекстов как некоторая монада. Что с ним делать? Связей нет, не с чем, нет второго объекта. Нет и внешних воздействий, сил. Как ведет себя объект в пустоте, для которого нет внешних воздействий и который не с чем сравнивать? Формальная логика может предложить один ответ рассмотрения такой монады – найти второй объект, который с первым уже образует систему и т.д. А вот философия только этим и занимается, что старается уйти от изучения мира по частям к изучению его одним куском.
Вот тут и выходит на сцену Гегель. Собственно не он один, те же ограничения обходят, но по своему Витгенштейн, Калинаускас и ещё один поляк, я его не помню. Но мы о Гегеле. Гегель предлагает рассматривать мир не как совокупность объектов а как совокупность процессов. (А Витгенштейн как совокупность фактов) Среди которых есть и процесс изучения мира человеком в рамках научного метода. Процессы же – принципиально другой способ нарезать мир, они обладают автономностью. Процесс может иметь свои внутренние законы эволюции, обеспечивающие ему динамику без всяких внешних воздействий, сигналов и реакций. Соответственно на многое теперь можно посмотреть иначе, тут и появляется диалектическая логика.