Нас окружает хаос, в котором мы произвольно установили порядок. Установили различия и назначили противоположности. Создали имена, в которые заключили значения. Раз значения есть, ими необходимо пользоваться, но сознавая, что они имеют смысл лишь в пределах установленного порядка.
Когда дао выходит изо рта, оно пресное, безвкусное. Оно незримо, и его нельзя услышать. В действии оно неисчерпаемо.
Для Дао нет имени содержащего значение. Нельзя увидеть, услышать, придумать, значение для Дао. Дао проявляется любыми и всеми значениями, его нельзя упорядочить.
Внешний вид - это цветок дао, начало невежества. Поэтому [великий человек] берет существенное и оставляет ничтожное. Он берет плод, и отбрасывает его цветок. Он предпочитает первое и отказывается от второго.
Плод наследует цветку. Цветок первый, а плод второй. Невежество противоположно не мудрости, но учености. Ученость наследует невежеству. Ученость – следование установленному порядку, знание различий и противоположностей. Великий человек(?) следует порядку отделяя существенное от ничтожного. Великий человек обретает знания и отбрасывает невежество. Великий человек предпочитает быть невежественным и отказываться от учености.
Поэтому управление страной при помощи знаний приносит стране несчастье, а без их помощи приводит страну к счастью. Кто знает эти две вещи, тот становится примером для других. Знание этого примера есть знание глубочайшего дэ. Глубочайшее дэ, оно и глубоко и далеко. Оно противоположно всем существам, но приводит их к полному соответствию [с ним].
Управление страной посредством упорядочивания делает страну несчастной. Свободное проявление не связанное порядком источник счастья страны. Тот, кто следует проявлению себя не связанному нормами, законами, традициями становится примером для других. Проявление свободное от соединения себя с гражданином, чиновником, народом, мужем, человеком, существом есть глубочайшее дэ. Оно не имеет пределов, противоположно всем описаниям, значениям, установлениям, но делает их (через пример) соответствующими свободному проявлению.
Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен. Кто, будучи больным, считает себя больным, тот не является больным. Совершенномудрый не болен. Будучи больным, он считает себя больным, поэтому он не болен.
Кто знает порядок вещей, но не связан своим знанием порядка, тот выше всех. Кто знает, что не постиг порядка, но следует лишь тому, что знает - болен. Тот, кто знает, что он не постиг порядка, знает, что он связан своими знаниями и следует им, уже разорвал круг болезни. Но совершенномудрый не связан своими знаниями, он не болен. Всякий раз, когда совершенномудрый следует своим знаниям порядка вещей он всегда знает, что следует знаниям, и потому он не болен.
Если народ не боится смерти, то зачем же угрожать ему смертью? Кто заставляет людей бояться сметрти и считает это занятие увлекательным, того я захвачу и уничтожу. Кто осмеливается так действовать?
Всегда существует носитель смерти, который убивает. А если кто его заменит - это значит заменить великого мастера. Кто, заменяя великого мастера, рубит [топором], повредит свою руку.
Смерть - естественный ход событий. Народ не умирает и не боится смерти. Это естественно и необратимо. Тот, кто пытается сделать народ боящимся смерти, берется за непосильную задачу и будет уничтожен. Немыслимо восстать против естественного.
Всегда есть то, что несет смерть. Убивает согласно неизвестному порядку, который невообразимо сложен и не может быть разгадан. Это великий мастер. Тот, кто убивает вместо великого мастера, действует грубо, нарушает его работу и обязательно приведет себя к смерти.
Если душа и тело будут в единстве, можно ли сохранить его? Если сделать дух мягким, можно ли стать [бесстрастным] подобно новорожденному? Если созерцание станет чистым, возможны ли тогда заблуждения? Можно ли любить народ и управлять страной, не прибегая к мудрости? Возможны ли превращения в природе, если следовать мягкости? Возможно ли осуществление недеяния, если познать все взаимоотношения в природе?
Создавать и воспитывать [сущее]; создавая, не обладать [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагать к этому усилий; руководя, не считать себя властелином - вот что называется глубочайшим ДЭ.
Если разделять себя на тело и душу, как потом удержать единство? Если совершать деяние делающее себя подобным новорожденному, можно ли достичь успеха? Если заблуждениям не позволено проявляться, существуют ли они? Можно ли одновременно любить народ , править народом и строго следовать установленному порядку? Возможно ли нарушиться естественному ходу вещей, если не прилагать к этому усилий? Возможно ли осуществление недеяния, невмешательсва, независимости от собственного знания, если оно включит в себя все, что есть во вселенной?
Соприкасаясь с неведомым создавать значения и отслеживать их эволюцию, не допуская искажений. Не удерживать их в постоянном виде, не владеть, не возвращать на исходную. Устанавливая порядок не делать его жестким, не устранять противоречий внутренним усилием. Создавая порядок не создать себе в нем значение создателя порядка, вот что называется глубочайшем ДЭ.