Пройдемся по этому явлению, беря все больший масштаб рассмотрения.
Масштаб № 1. ОБЪЕКТИВНО для любого производства, ситуация, когда работник получает зарплату больше, чем сумма, на которую он производит товара, является НЕЕСТЕСТВЕННОЙ и ВРЕМЕННОЙ. Ключевое слово – ОБЪЕКТИВНО. Сам работник может десять раз быть уверен, что он заслуженно получает зарплату достойную, адекватную его усилиям, соответствующую его должности и т.д. и т.п. Но объективно, с точки зрения экономики – ему ПЕРЕПЛАЧИВАЮТ.
Соответственно ОБЯЗАТЕЛЬНО придет момент, когда его зарплата будет уменьшена.
Причем, если Работник А за какие-то заслуги не связанные с производством товара на 7+ рублей, получает не 10, а 15 рублей, то риски для него потерять нынешний уровень дохода много выше.
Масштаб № 2. Если средний гражданин РФ получает 10 рублей зарплаты, то он может купить на 10 рублей товаров и услуг. Но если на рынке есть товаров и услуг, произведенных в РФ только 7 рублей, то 3 рубля он ВЫНУЖДЕН потратить на товары и услуги, произведенные в других странах. Ключевое слово – ВЫНУЖДЕН. Это и есть ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ помощь чужой экономике.
Представим себе, что случился кризис и зарплата среднего работника упала на 2 рубля, с 10 рублей до 8 рублей. Он должен перестроить свои траты по одному из двух сценариев, либо сократить на 2 рубля покупку иностранной продукции, либо сократить на 2 рубля покупку продукции местной. Спрашивается, какой из вариантов полезней для местной экономики?
Замечу, что наш «Работник А» помогает чужим экономикам, не на 3 рубля, а на целых 15-7 = 8 рублей. И если теперь цена на иностранный товар вдруг увеличилась вдвое, то его потребительская корзина претерпела наиболее сильный ущерб.
Масштаб № 3. Если работник получает 10 рублей, за произведенный товар на 7 рублей, то 3 рубля разницы ему должен кто-то покрыть. Если эти 3 рубля покрываются за счет высоких цен на нефть, то их приплачивают работнику ИНОСТРАННЫЕ покупатели нефти. Ключевое слово – ИНОСТРАННЫЕ. Может ли эта ситуация им нравиться?
Этим иностранцам – нет. А вот тем иностранцам, кто на эти 3 рубля поставляет в РФ свой товар – да, нравится. Им нравятся высокие зарплаты Россиян. Проблема в том, что это разные иностранцы, часто из разных стран. Если сложить их желания вместе – им бы понравилось, если бы нефть и газ из России были дешевыми, а зарплаты в России оставались высокими, а лучше стали бы ещё выше.
То есть, чтобы 3 рубля покрывал кто-то другой, лучше всего из стабилизационного фонда, а когда он кончится, можно дать государству коммерческий кредит. Тот, кто этому противится, очевидно «враг своему народу и всему демократическому либеральному миру». Тот, кто это будет делать – лучший друг всего просвещённого человечества, даже если он Саудовская Аравия.
Масштаб № 4. Если предприятие, которое платит 10 рублей работнику, который приносит ему 7 рублей, перестает получать 3 рубля компенсации – оно разоряется. Чтобы не разориться, оно идет по одному из двух сценариев, либо увольняет 30% сотрудников, либо сокращает всем сотрудника зарплату на 30%. Чаще всего это некий микс, уволить 15% сотрудников, остальным срезать зарплату на 15%.
Но такая ЭКОНОМИЧЕСКИ ВЕРНАЯ политика вызывает социальные проблемы и резкое падение спроса. Поэтому процесс сглаживают, предприятия лезут в долги, производят увольнения и сокращения постепенно, а там, может и уровень производства поднимется. Долги, это либо неплатежи, что есть форменная задница для всей местной экономики, либо кредиты. Поэтому отрезать предприятия от кредитов – идеальное оружие обвалить спрос и пустить экономику по ветру. Особенно, если у предприятий долги уже есть.
Соответственно те действия, которые предпринимает наше правительство, в части финансового регулирования я нахожу и логичными и правильными. Хотя мне и жалко 3 рублей из своей зарплаты, лучше потерять их, чем все предприятие, которое мне платит. А вот «Работник А», который живет сегодняшним днем отсутствия хамона и вдвое подорожавшего айфона со мной не соглашается…. и эмигрирует, если может. Скажем в США, чаще в ЕС.
А действия, это конкретно – курс рубля в свободном плавании, при торможении инфляции. Если доллар вырос вдвое, а инфляция рубля на 20%, это значит, что иностранные товары и услуги подорожали вдвое, а отечественные на 20%. Соответственно доля покупок приходящихся на отечественный товар будет выше. Этот общий метод регулирования был форсирован санкциями против групп наиболее дешевой продукции ЕС, по мне очень вовремя и удачно. Что касается импортзамещения, то это вопрос более широкий, чем возможности одного финансового регулирования. Это первое и главное.
Второе – долги предприятий не переросли в массовые увольнения или массовые задержки зарплат, не смотря на то, что дешевые кредиты оказались отрезаны. Более того, уровень спекуляций на курсах и инфляции удержали на очень, таки, низком уровне. Последние законы о выплатах пени в случае задержек платежей должны ещё жестче зарегулировать этот опасный паразитический сегмент.
Третье – большие проекты не остановлены и не свернуты. Мост строится, федеральные программы выполняются. Опять таки экономика за 1998-1999 год упала на 40%, при том, что санкций на РФ собственно не было. Возможно, потому и упала. Ибо МВФ, кредит, требования, инструкции что делать. А сейчас процент падения меньше на порядок, при этом запущены интереснейшие варианты стимулирования, в том числе и ходы на внешнеполитической арене.
p.s. кстати, данные по ЕС не имею, но средний работник США на каждые 7 долларов произведенного товара, получает зарплату в 35 долларов. Соответственно ОБЯЗАТЕЛЬНО придет момент… И вся надежда ныне, что каждое новое поколение финансовых воротил, будет отыскивать способ отодвинуть его на период жизни следующего поколения. Но я бы особо не рассчитывал.