Karachee (karachee) wrote,
Karachee
karachee

Categories:
Итак, демократия или почему так повезло Европе. Европе, надо заметить, действительно крайне повезло с демократией. Повезло, потому что демократия изумительно подходит к капитализму и когда второй пришел и обосновался, у общества оказался готовый рецепт республики.

Везение это носит двойной характер – во-первых за какую-то тысячу лет европейские монархии вообще и многие аристократы в частности сумели основательнейшим образом себя скомпрометировать. Попробуйте сравнить структуры и методы управления бытующие при Ричарде Львиное Сердце, и например ту же Японию с аристократами-самураями, божественным императором и сегунатом в роли коллективного диктатора. Во вторых древние Греки сумели не только уже освоить и проверить демократию, но исписать достаточно папирусов, чтобы сохранить и передать результаты своих опытов. Вот о них и поговорим.


Первый вопрос – «Почему Греция?», или точнее «Почему Афины?». Почему именно здесь тирании меняются не на монархию, а вдруг на демократию. Основные предпосылки её появления – отсутствие социальной инерции. Ранним Афинам не везло с тиранами, в отличии от соседней Спарты, от того единоличное правление было скомпрометировано. Более того ни быт, ни религия, ни культура оказались никак не завязаны на необходимость единого правителя. Но самое главное – в городе оказался удивительный избыток аристократии, раз в пятьдесят больше, чем требовалось для управления социумом такой сложности как Афины.

Когда я описывал демократию на примере торговых средневековых городов, я говорил, что из схемы «царь – бояре – народ» исключается царь. И народ начинает выбирать из аристократии правителей сам, тогда как при монархии этим занимается царь. Так вот, демократия Афин (и демократия США, кстати) изначально строилась по несколько иной схеме. Правители из числа аристократов управляют народом, но ВЫБИРАЮТ ПРАВИТЕЛЕЙ ИЗ ЧИСЛА АРИСТОКРАТОВ САМИ АРИСТОКРАТЫ. Но, поскольку аристократов в Афинах было до черта, а должностей мало, правителей стали выбирать на весьма короткий срок. Собственно это и называется республикой.

Откуда же взялось столько аристократов? Структура населения греческого полиса состоит из трех неравных частей. Первая часть это рабы – их в три-четыре раза больше, чем граждан. Вторая – это собственно граждане, либо владельцы рабов, либо потенциальные владельцы. Третья – это свободные женщины, жены и дочери граждан. Особенности рабовладельческого уклада создают ситуацию, когда гражданин совершенно неотвратимо обладает минимальными навыками управления людьми. И почему это так? Потому что раб представляет собой движимое имущество, которому надо указывать что делать, организовывать, направлять. Сам раб по своей воле ни храма, ни акведука не построит, оливковых рощ не разобьет и масла не надавит.

Ситуация с рабами в Афинах усугублялась ещё и тем, что рабы были общие, так сказать колхозные, принадлежали не частным лицам, а общине, городу, всем гражданам. Хотя и личные рабы конечно тоже были, но мало, за свои деньги и отдельно. Что касается общих рабов, им мог дать работу любой гражданин… при этом некоторые уполномоченные граждане имели приоритет, но большая часть работ проводилось просто на основе гражданской инициативы.

Такое большое количество аристократов, которых сами греки называли народом (рабы и женщины не народ, они население, но не народ) имело все возможности почудить с системой управления в поисках её граничных условий и вырожденных состояний. Таковых было найдено три.

Олигархия – власть богатых. Богатыми в Афинах были с одной стороны купцы, с другой землевладельцы. Богатство позволяло покупать голоса, делая подарки беднейшим слоям населения. Необходимое условие для появления олигархии – существенный разрыв в богатстве между богатейшими и беднейшими гражданами, при отсутствии внятного среднего класса. Здесь следует отметить, что олигархам для сохранения власти именно НЕОБХОДИМО ПОДДЕРЖИВАТЬ МАССОВУЮ БЕДНОСТЬ. Ныне понятие олигархии связано более с идеей покупки самих избираемых временных правителей, которые очевидно личным благом заинтересованы куда более, чем общественным. С последним обстоятельством ни один демократический институт бороться не способен, здесь востребован институт репрессий.

Охлократия – власть толпы. Поддержка массовой бедности приводит к неожиданным результатам. Если бедных граждан постоянно снабжать хлебом и зрелищами, чтобы они голосовали нужным образом, однажды может наступить момент, КОГДА ОНИ БУДУТ ТРЕБОВАТЬ ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ, УГРОЖАЯ ПРОТЕСТНЫМ ГОЛОСОВАНИЕМ. Это очень жесткий момент, когда власть предоставлена не просто людям, не обладающим профессиональными навыками правителя, но к тому же и объективно безответственным, которым нечего терять, когда общая лодка переворачивается. Такими людьми очень легко манипулировать.

Аристократия – власть избранных. Здесь термин «аристократия» применяется в ином значении. По сути, аристократия предполагает отмирание республиканской процедуры регулярной смены правителей в сторону закрепления на должностях наиболее профессиональных представителей. В общем случае это хорошо и правильно, проблемы начинаются, если профессионализм имитируется, личные заслуги правителя подменяются заслугами отца, деда, рода и т.д. Необходимое условие – существенный разрыв между гражданами в УРОВНЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ, КРУГОЗОРА. Расслоение народа на тех, кто обладает способностью править и тех, кто этой способности лишен. В настоящее время для этой формы правления используется термин «Представительная демократия».

Последней вырожденной формой демократии является, по мнению древних греков, тирания. На тот период демократия не была необходимостью, уровень социальных связей позволял тирану успешно разруливать все вызовы в одно лицо, что афинские тираны успешно и делали, в очередной раз освобождая город от охлократии или олигархии. Потом тираны косячили и их опять свергали.

Исторический период, когда демократия стала необходимостью, наступает много позднее с развитием всего многообразия социальных взаимодействий, которые предоставил социуму развитой капитализм. Причем тут одновременно действует целая группа обстоятельств. Их рассмотрения заслуживает отдельной, следующей главы.
Tags: природа демократии
Subscribe

  • В этот день 15 лет назад

    Походу вопрос мироустройства был мною закрыт в аккурат 15 лет назад. Боже, как давно это было, но сколь мало воды утекло.

  • (no subject)

    Попалось сегодня мельком во френдленте у кого-то рассуждение о том, что "картина мира" это плохо. Плохо потому, что она есть идеология. А идеология -…

  • (no subject)

    ЖЖ регулярно пихает в уведомления совершенно лютую фигню, под рубрикой: "Это может быть вам интересно." Мне интересно с хуя ли? по какой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments