Фильм - СОВЕРШЕННО ЗАМЕЧАТЕЛЕН. Совершенно замечателен тем, что абсолютно четко раз за разом, серия за серией ухватывает самую суть и самый воспаленный нерв современности.
Атмосфера, с большой буквы А. Атмосфера тотальной беспомощности обывателя. Беспомощности отнюдь даже не перед спецслужбами, шантажом, угрозами, беспомощности прежде всего перед дезинформацией. Дезинформация - мощнейшее оружие современного мира может находиться в любых, совершенно коррумпированных руках, и нет никакого ЧЕСТНОГО способа за них поймать. На всех уровнях, от надписи на пакете о составе чипсов, до правительственных заявлений. Далее - беспомощность перед даже не слишком хорошо подготовленным, но информированным психопатом с пистолетом, наручниками, баллоном с газом и ампутированной способностью к сопереживанию. Даже когда в руках у самого - ружье.
Далее - опять же очень четкая передача того факта, что вот в этом нашем нами построенном мире, сюжет двигает не столько самый хитрый план и заговор, сколько произвол, моменты слабости и силы, глупости и мгновенного прозрения десятков второстепенных и третьестепенных участников и свидетелей, становящихся участниками. Это наш мир, то что сейчас происходит здесь, там, везде.. - происходит не в следствие исторической неизбежности, даже не в следствии законов рынка или экономики, 9/10 происходящего есть результат действий инициативных одиночек, занимающих посты и простых пешек. Просто вот такой сейчас уровень коммуникации, вот такой доступ к оружию, к денежным потокам, к управляющим сигналам, что единица может взорвать любую ситуацию, поменять приоритеты правительства, народа целой страны. И одновременно - полный швах в головах, иррациональность в каждом пятом, паранойя в каждом третьем, социофобия в каждом втором.
Поэтому - отсюда же, тотальная беспощадность большой игры, где любая такая единица уничтожается сразу, во избежание. Нет правил, нет ограничений не применение высшей меры в процессе реализации Большой Цели. Нет заслуг, нет союзов, нет сторон. Это - последнее, через весь фильм красной нитью. Самое пожалуй главное из того, что ещё ни разу не говорилось вот так вслух в кино. На вопрос "Он же на нашей стороне? " Джессика Хайд отвечает: "Никаких сторон нет, есть те, кто тебе сейчас помогают и все остальные." Именно так, даже если кто-то на стороне противника, но его существование или деятельность идет тебе на пользу - он будет жить. Чисто функциональный подход. Если твой союзник, подчиненный, друг - не помогает, убрать, утилизовать, с пользой. Это тоже наш мир, тоже наша ситуация на все сто, на все сто сорок семь.
Проблема в том, что и противостоящие такой власти и таким методам вынуждены играть так же, по тем же правилам. Переламывая себя в своей обыкновенности. Иначе - проигрыш, но и так жизнь только пока ты несешь каштаны из огня или хотя бы поддерживаешь надежду, что каштаны однажды вот-вот уже будут. Человек завербованный, человек на которого неизвестные возложили миссию, который соглашается стать частью игры в надежде, что потом его отпустят и всё пойдет по старому. Как он себя ощущает, как жестко его могут вести, что от него остается, если он не станет ещё хитрее, подлее, беспощаднее. А что останется, если станет?
А вот второй сезон наверное смотреть не буду )) Или буду сильно потом.