Подавляющее большинство здоровых людей регулярно имеет дело с ощущением собственной правоты. Некоторая мысль или поступок высвечивается на внутреннем табло светом высочайшей истинности. С этим ощущением надлежит что-то делать. Проще всего о нем просто забыть, поэтому так обычно никто не делает. Если забыть не хочется, ощущение ждет две обязательные процедуры – рационализация и объективизация.
Рационализация связана с тем, что в нынешнее время человек рационален и не может уверовать во что на основании «мне было послание свыше..» или «сердце подсказало мне…». Вообще говоря, процесс рационализации должен бросить ощущение на весы фактов и решить является ли оно сколько-нибудь объективным, или внутренний голос пьян и гонит какую-то пургу. В то же время рационализация может принимать и другие формы решения задачи с целью подогнать его под готовый ответ. Так если есть набор фактов и утверждений противоречащий ощущению, то он трансформируется таким образом, чтобы допускать его правоту. С другой стороны набор фактов и утверждений указывающий на состоятельность ощущения трансформируется таким образом, чтобы превратиться в стройную систему его доказательства. На выходе человек может честно сказать себя «у меня есть факты и стройная теория, согласно которой…». В действительности у человека просто есть навык рационализации, позволяющий построить стройную теорию, на основе конечного числа специально отсортированных фактов, которая приведет к нужным ему выводам.
Объективизация требует минимальной смелости. Ощущение должно быть предъявлено внешнему миру, и мир должен подкрепить его правоту. Проще всего объективизация проходит в виде озвучивания ощущения в его рационализированном виде. Более затратный способ – проверка практической деятельностью, до него в 90% случаев не доходит. Однако и в простом варианте возникает небольшая проблема, набор фактов, сгодившийся для рационализации, не обязательно будет принят в качестве такового независимым слушателем, последний может оспорить как сами факты, так и последовавшие из них выводы. Поэтому для предъявления, ощущение и подкрепляющая теория проходит процесс ораторской обработки, привязывается к общепризнанным ценностям, общепринятым якорям осуждения и одобрения. Положительно оцениваемые термины из ощущения идентифицируются с эффективностью, волей, свободой, жизнью, развитием, здоровьем; отрицательно оцениваемые термины из ощущения идентифицируются со стагнацией, страданием, болезнью, бессмысленностью, рабством, зависимостью. И если изначальная цель объективизации – та же, что и у рационализации - проверить не косячит ли внутренний голос, то после такой обработки, цель смещается на получение подтверждения и только подтверждения. И если не самого ощущения, то своего искусства объективизировать, убеждать, отстаивать правоту своей позиции.
Собственно здесь надо понять несколько моментов. Ощущение – это одно, рационализация – другое, объективизация – третье. Это несвязанные качественно процессы. Ощущение внутренней правоты – не обязательно верно. Даже если оно верно, оно может быть неверно рационализировано, рационализировано с логическими ошибками, рационализировано на основе набора ложных фактов. Верное утверждение, верно рационализированное, может быть неудачно объективизировано, объективизировано предвзято, объективизировано с элементами манипулирования, последние могут быть нарочитыми, грубыми, неловкими. Иными словами, если вы видите перед собой откровенного манипулятора, совершающего логические ошибки и оперирующего давно опровергнутыми фактами, это ещё не значит, что заявленное и доказываемое им утверждение не верно. Это может означать всего лишь его полную некомпетентность в вопросах рационализации и объективизации. Не верен ход его рассуждений, который якобы привел его вот к этим «выводам», но сами «выводы» могут быть совершенно точны, благо имеют иной источник. Последним часто грешат батюшки (и прочие просветленные учителя), ведь для них самих, то, что «мне было послание свыше..» вполне достаточно. А рационализируют и объективизируют они исключительно на вынос.. поэтому не могут оценить качества собственной работы.
Отсутствие осознанности процессов рационализации и объективизации, позволение этим процессам протекать самим на основе шаблонных ходов мышления не оставляет ни шанса подойти к оценке верности ощущения собственной правоты сколько-нибудь объективно. Хуже того. Восприятие процессов ощущения, рационализации, объективизации как одного, единого метоощущения, приводит к дальнейшему залипанию в этот же клубок и самоощущения, включающего самоидентификацию и самооценку. Последние два, человек защищает на иррациональном уровне инстинкта самосохранения, эта защита, таким образом, распространяется на все построения рационализации и объективизации. Ущерб, внешние покушения на любые части поддерживающие устойчивость выстроенного логического конструкта доказательств верности ощущения, воспринимаются крайне болезненно, как покушение на общую компетентность, на право существовать, на соответствие выбранной социальной роли, на зрелость личности. Несогласие с любым утверждением, восходящим к ощущению правоты, воспринимается как акт враждебной агрессии, покушение на самый центр, самое ядро личности, на самое лучшее, что есть во мне, на спрятанную во мне часть Бога, на истинное положение вещей. Отсюда вырастает барьер тотального неприятия и нерассмотрения любой альтернативной позиции.