Karachee (karachee) wrote,
Karachee
karachee

Category:

герои, соседи и падшие души

Что общего у Хаоса и Декстера, чего нет ни у кого из других положительных героев? Наличие непреодолимого порока. Порока, который заставляет их совершать незаконные действия. Это очень существенное отличие от обычного положительного героя, для которого нарушение закона является эпизодическим и сугубо добровольным. Если из обычного героя вынуть миссию, останется добропорядочный гражданин, сосед. Если миссию вынуть из Хаоса и Декстера останутся наркоман и маньяк, падшие души. Хаос и Декстер не просто нарушают закон, они делают это систематически и целенаправленно, они преступники. Только наличие и верность миссии перемещает в восприятии зрителя из пространства «вне закона» в пространство «над законом».

Непреодолимый порок открывает новый тип героев, героев которые не побеждают его, но компенсируют своими действиями. У Хаоса непреодолимый порок связан с болью, боль он гасит большими дозами викадина, запас викадина получает преступным способом подделывая рецепты, а то и попросту воруя препарат. Режиссер намеренно выделяет целых два сезона, в которых Хаос вступает в схватку со своей болью и хромотой, а потом с наркозависимостью и фемидой. Вступает и почти выигрывает. Только это не тот выигрыш, всё возвращается на круги свои.

Ситуация Декстера Моргана ещё более необратима, он – серийный убийца, у него маникальный психоз. Чтобы не потерять контроль и не превратиться в неуправляемую машину смерти, ему необходимо время от времени кого-то убивать и разделывать. Это приводит его в спокойное благодушное состояние. На время. Врач из него никогда бы не получился, а вот полицейский эксперт по каплям крови, выслеживающий других маньяков и очищающий от них родной готем – пожалуйста.

В сериале Декстер режиссер позволяет заходить себе очень далеко. Декстер не останавливается на маньяках и убийцах, время от времени его действия приводят к смерти статистов. Дартаньяну или Скайуокеру, действующим во враждебном окружении, зритель легко это прощает, с Декстером ситуация менее однозначна. Декстер персонализирует свой порок, называя его «Темный попутчик», иногда этот попутчик берет верх и прежний Декстер исчезает, оставляя зрителю ожидать его возвращения. У Декстера нет выбора, он должен мириться с существованием темного попутчика, но этот выбор есть у зрителя. Выбор принять Декстера или отвергнуть.

Надо заметить, что сюжет Декстера весьма близок к сюжету какой-нибудь вампирской саги. Однако вампир, нуждающийся всего лишь в крови, находится в более выигрышном положении, Декстеру одной крови недостаточно, ему нужна смерть жертвы. Серия за серией принимая Декстера, высказывая ему свою симпатию и восхищение, зритель снимает с себя целые пласты традиционного, врожденного неприятия существа лишенного человеческого отношения к смерти ближнего.

Главное даже не то, что Декстер хочет убивать, главное, что он не имеет в себе никаких моральных, нравственных и даже инстинктивных ограничителей на причинение боли, мучений, лишения жизни. Он не чувствует неправильности своих действий, но он научен, он знает, что они неправильны. Декстер Морган – согласен с обществом и законом, что убивать плохо, он сознательно социализирован, что в его положении потребовало от него массы усилий и того самого мастерства. Он убивает только убийц, ну там ещё по мелочи, шантажистов, педофилов, оступившихся полицейских.

Один американский политик в годы холодной войны сказал про диктатора Самосу следующую фразу: «Он – сукин сын, но он – наш сукин сын». За что получил свою порцию обвинений в двойных стандартах. Но дрейф сознания, который порождает Декстер, позволяет принимать в качестве своих сукиных сынов любых, самых жестоких убийц, если только сходится баланс – их действия предотвращают ещё большее количество смертей. Но если в Декстере баланс смертей сводят сценарист с режиссером, то в новостях спасенные жизни чаще всего виртуальны.

Есть ещё один слой смыслов. Декстер – двумя ногами на стороне хороших. Когда он в сознании. Когда он захвачен своей болезнью – он не несет ответственности за свои поступки, он невменяем. Его вина может быть лишь в том, что он не смог избежать этого состояния, приложил недостаточно усилий, чтобы найти подходящую жертву. Но тут вмешиваются обстоятельства, у Декстера много забот, все надо решать, у него есть сестра, сын, любимая, друзья, а ещё работа и всё надо совмещать.

Вопрос отказа от возложения ответственности на человека в невменяемом состоянии, в состоянии аффекта, состоянии эйфории, ярости, обиды, страха – возложение оной на причину этого состояния, ещё один тренд сегодняшней проамериканской позиции, который заметить было лично мне весьма удивительно и который очень ярко прослеживается в обсуждении украинских событий.

Тем не менее, этот тренд очень четко накладывается на базовые представления о миссии. Герой может и имеет право создать ситуацию, в результате которой его близкие, его друзья, сторонники, его народ, его мир оказывается поставлен на грань гибели. Его мастерство – позволяет ему идти на такие риски, брать на себя такую ответственность. Всё равно он всех спасет и исправит ситуацию.
Это «всё равно спасет» - является и панацеей на случай если герой превратился усилиями искусного врага или волею звезд в невменяемое кровожадное чудовище и наломал дров. Он не отвечает за эти свои поступки в этом состоянии, он отвечает за то, чтобы финал фильма оказался его победой и все, кто нужно были спасены.

В жизни эта схема работает в виде авансов, которые общественность выдает сильному, волевому, смелому человеку не чурающемуся принимать необратимые решения. Этот человек, назначенный усилиями СМИ в героя, может сегодня позволить гораздо больше, чем в прошлом веке, не рискуя утратить свой положительный имидж. Однако любые его виртуальные факты демонстрации мастерства, будут мгновенно обесценены, если его уличат в том, что баланс смертей не сходится и уж конечно, если финал окажется не тем, что ожидает общественность.
Tags: герои, соседи и падшие души
Subscribe

  • В этот день 15 лет назад

    Походу вопрос мироустройства был мною закрыт в аккурат 15 лет назад. Боже, как давно это было, но сколь мало воды утекло.

  • (no subject)

    Попалось сегодня мельком во френдленте у кого-то рассуждение о том, что "картина мира" это плохо. Плохо потому, что она есть идеология. А идеология -…

  • (no subject)

    ЖЖ регулярно пихает в уведомления совершенно лютую фигню, под рубрикой: "Это может быть вам интересно." Мне интересно с хуя ли? по какой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments