Когда я последние два раза садился продолжать этот текст, у меня ломался компьютер и начинал мигать свет. Однако я подумал, что надо высказать возникшую у меня мысль, которая натолкнула меня на это небольшое исследование. Недавно я отметил сколько всего я делаю или не делаю для того чтобы понравится окружающим, продолжать им нравиться и не перестать им нравиться. Я подумал, что проблема не в количестве принятых с этой мотивацией решений, их может быть и совсем не много, но в том количестве внимания, которое отслеживает ситуации, где эти решения могут потребоваться. Это внимание отжирает очень немалую часть энергии, а в определенных ситуациях взаимодействия с ближними забирает её всю буквально, и вот тут человек превращается в биоробота ведомого социальным инстинктом. И речь здесь идет не об утрате, временном, свободы воли, а о деградации воли как таковой. Для волевых решений нужна та самая энергия, которой не хватает от того, что вся она уходит на конформизм и повышение самооценки.
Мне пришло в голову что эта ситуация мне что-то напоминает и её уже кто-то исследовал. И вот тут я и вспомнил соседей и героев. Наличие мощных волевых качеств любого героя можно рассматривать как обратную сторону отсутствия у него заботы о собственной самооценке и поддержания какого-либо имиджа в качестве самоцели.
Этот скрытый маркер используется на 150% в историях про героев в масках, которые вынуждены иметь две ипостаси, по причине наличия у них сверхценных социальных связей. Эти связи входят в прямое или косвенное противостояние с миссией героя, что и выстраивает до половины сюжета, а в «Человеке-пауке» и все две трети.
Но вернемся к нашим героям. Доктор Хаос – герой страдающий наркоманией. Не употребляющий время от времени, что легко может позволить себе тот же Холмс, но жестко сидящий на дозах обезболивающего. Это не просто порицаемый обществом порок, это слабость. Слабость, которая приводит к очевидной уязвимости. На фоне этого хромота, грубость, эксцентричность – мелочи дополняющие образ.
Само по себе это уже большая сложность вытянуть персонажа, но для режиссера наркозависимость Хаоса служит лишь фоном к главной ереси. Хаос отрицает свою миссию, отрицает служение, отрицает альтруизм, нравственное начало и все что может вести положительного героя. У него есть чисто эгоистическая мотивация к спасению людей – ему это интересно. Для него люди не существуют, они врут, они отвлекают, они мешают ему работать, для него существует интересная задача, к которой зачем-то прилагается ещё и одушевленное тело.
И тем не менее миссия. Миссия спасения людей непосредственно, одного за другим, раз за разом. Миссия, которая падает на Хаоса вместе с некрозом ноги, который никто не смог своевременно диагностировать. Стандартная связка - миссия, плюс уникальное мастерство. Мастерство диагноста, но ещё и уникальное мастерство учителя. Хаос не просто спасет жизни, он ещё и создает тех, кто будет спасть жизни. Спасть также как он – нарушая правила и установления. Доктор Хаос – это фильм о целенаправленной инициации новых положительных героев из совершенно обычных, возможно чуть более умных соседей, в которых надо разбудить волю, которые должны научиться ставить и решать вопрос «тварь я дрожащая или..»
Но и этого мало! Ещё это фильм о дружбе между героем и соседом, которой оба оказываются верны до самого конца. Закон жанра гласит, что герой выполняет свою миссию до самого конца, преодолевая все обстоятельства, которые этому противодействуют. Если же это невозможно герой исчезает, гибнет в борьбе за право продолжать свою миссию. Хаос же жертвует миссией ради друга.
Сам по себе этот шаг предлагает зрителю сделать переосмысление, задаться вопросом, а был ли Хаос героем. Была ли у него миссия или он просто удовлетворял свое любопытство, получал за это хорошую зарплату, тиранил окружающих. Достаточно ли одного мастерства. И смелости. И воли. Это очень хорошие вопросы. Впрочем, чтобы оставить всё и уехать с другом в путешествие Хаосу пришлось «умереть», а после смерти даже герой волен уйти на отдых.
продолжение следует