Karachee (karachee) wrote,
Karachee
karachee

Category:

Герои, соседи и падшие души

Прошу прощения за вынужденный перерыв, возвращаемся к нашим персонажам. На очереди у нас герои. Герой – это очень простой типаж. Если сосед должен вызывать в зрителе сочувствие и сопереживание, то герой должен вызывать удивление и восхищение. И вот тут у сценариста буквально развязаны руки, удивлять и восхищать можно тысячью разными способами.
Проблема заключается в том, что не только можно, но и необходимо – герои не должны повторяться, они должны быть предельно самобытны. То, что удивило и восхитило зрителя один раз, в следующий раз уже не окажет того же эффекта. Поэтому образ типичного героя за последние 20-30 лет претерпел множество мутаций, образовав целый ряд удачных типажей, каждый из которых породил семейство героев нетипичных до удивления.

Прежде чем подступать к этим типажам, попробуем сформулировать типичные маркеры, которые режиссеры используют в фильме, чтобы обозначить героя. Первый и самый простой маркер – демонстративное пренебрежение законом, инструкцией, правилами. От курения в неположенном месте, до стрельбы на поражение по старушкам. Второй – могущество, часто могущество с большой буквы, ещё чаще – просто мастерство в выполнении своей функции. Но не менее, чем на уровне виртуозности. Кредо любого героя – предельная эффективность. Включая героя на стороне зла. Вбросив всего один эпизод, где персонаж демонстрирует отличное вождение мотоцикла, а потом паркует его под знаком запрещения парковки, режиссер недвусмысленно сообщает зрителю, что тот имеет дело с героем. Ни один сосед, никогда ничего подобного не сделает.

Образ типичного киногероя 60-70, из которого всё выросло, это образ воина, который поражает и восхищает своей смелостью, отвагой и мастерством обращения с оружием. Его оппонент демонстрирует всё то же самое, но лишен моральных и нравственных качеств, что в итоге приводит его к поражению. Изначально такой герой не стоял над законом, но либо сам являлся законом, либо заменял собой закон там, где закон не действовал, действовал закон фронтира.
Однако закон может не действовать ещё очень и очень разными способами. Фабула большинства фильмов с героями строиться на ситуации существования проблемы, которая не может быть решена законными методами. И это первая и очень серьезная заявка на воспитание своего зрителя.

Принимая подобное положение вещей, массовый зритель переносит его на реальность. Реальность, где закон – да нуждается в соблюдении, но есть ситуации и моменты, где его можно и нужно нарушать, чтобы торжествовала справедливость. Причем справедливость часто понимается как наказание того, кто этот закон нарушает регулярно и систематически, но вина его не в этом, а в том что он лишен моральных и нравственных качеств. Эту внутреннюю установку в дальнейшем предлагаю именовать «Правдой Жеглова», сокращенно ПЖ.

Ещё раз хочу пояснить – соседу нельзя так делать. Герою – так делать можно. Потому что у героя – мастерство. Сосед непременно ошибется и накосячит, что приведет только к ещё худшим последствиям. Герой – вытащит ситуацию и всё будет хорошо. Перенося эту кальку на подачу мировых событий, можно очень легко манипулировать мнением зрителя буквально двумя фразами выставляя реальному персонажу статус «герой» и апеллируя к ПЖ зрителя. Обратная манипуляция дегероизации персонажа строится на демонстрации отсутствия у оного должного мастерства.

Однако закон, которым пренебрегает и который подменяет герой, не является чем-то абстрактным, за ним стоят как минимум две вещи. Первая – это вся мощь государства, которое стоит на страже. Второе – вся мощь общественного мнения, которое осуждает нарушителей закона. Поэтому положение героя, это положение одиночки противостоящего с одной стороны государству, с другой – общественному мнению. По базе.

И здесь возникает два внешнеполитических обстоятельства. Первое – это то, что большинство сериалов и прочего кассового кино снимается в США и про США. Второе, что само по себе США является сейчас «мировым жандармом» или иными словами, именно его мощь стоит на страже закона. А общественное мнение США является общественным мнением, которое вроде бы должно доминировать на международной арене.
Возникает забавный парадокс – типичный герой, для сохранения цельности образа должен играть против всей мощи США. Герой, играющий на стороне США, смотрится и более бледно и менее убедительно.

Почему это так? Как я писал постом ранее, соседи – реактивны. Они плывут по течению и делают что-то решительное, только оказавшись зажаты в угол. Там в углу они могут даже превратиться в героев, если им позволит замысел режиссера. Однако настоящий герой – это человек, который ставит планку своих текущих задач заведомо выше, чем готов когда-нибудь поставить его зритель. Зритель не готов выйти с ножом против Хищника, ещё менее зритель готов выйти против всей мощи США, или иного мирового гегемона в данном конкретном мире. Последнее требует героического размаха, героической дерзости, героического тщеславия.

Продолжая воспитывать своего зрителя, сериалы выставляют государству роль неэффективного субъекта, который мешает героям совершать их необходимую работу. Но, способного, однако, исправиться и поддержать героев в нужный момент всей своей мощью, став на сторону справедливости. Или зла. Данное поведение носит для государства временный характер, потом власть над его институтами опять возьмут в руки статисты.

Другим парадоксальным эффектом воспитания массового зрителя является его установка воспринимать с изрядной долей восхищения и восторга любого реального персонажа, который тем или иным способом активно противостоит официальному США, демонстрируя в том минимально необходимый уровень мастерства. Парадоксальность восприятия составляет и то, что восхищение и даже обожание сочетается с тотальным отказом от каких-либо действий в защиту этого реального персонажа. Поскольку последний является героем, свои проблемы с законом, властью, общественным осуждением, он очевидно должен решить сам.

Продолжение следует
Tags: Герои, соседи и падшие души
Subscribe

  • (no subject)

    Итак, доктор Хаос и Декстер Морган являясь положительными героями, мало того, что обладают неустранимым пороком, они ещё и инициируют падших душ!…

  • герои, соседи и падшие души

    Что общего у Хаоса и Декстера, чего нет ни у кого из других положительных героев? Наличие непреодолимого порока. Порока, который заставляет их…

  • Герои соседи и падшие души

    Когда я последние два раза садился продолжать этот текст, у меня ломался компьютер и начинал мигать свет. Однако я подумал, что надо высказать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments