Karachee (karachee) wrote,
Karachee
karachee

Categories:

Герои, соседи и падшие души


Корни системы довольно легко отыскать в Достоевском. «Преступление и наказание» - классическое произведение, в котором выписаны три типа персонажей с их характернейшими маркерами. Раскольников в начале, это типичный сосед, с проблемами типичного соседа – бедностью, неустроенностью, одиночеством, нереализованным потенциалом. Но в нем зреет вопрос «Тварь я дрожащая или право имею?». Это вопрос соседа, который претендует шагнуть в герои. Конечно не в те герои, которые спасают старушек, совсем даже наоборот, но герой не обязательно служит силам добра. Герой управляет обстоятельствами, герой принимает необратимые решения, герой проявляет надситуационную активность. Сосед – нет, сосед всегда реактивен. Все его действия – действия под давлением обстоятельств, ответ на какие-то внешние вызовы. Такой и Раскольников, шаг в герои для него мера вынужденная, его слишком крепко прижало и он берется за топор.

Однако героя из него не получилось. Из классического соседа получилась классическая падшая душа. Где мы это видим? Во-первых он косячит. В выполнение своей «задумки» убивает на одного человека больше. Это ярчайший маркер падшей души – всё что они делают, все их «удачи» обязательно будут омрачены ошибкой с необратимыми последствиями. В отличие от героя, который обладает мастерством такого уровня, который позволяет ему избегать подобных ошибок, а совершив таковые – исправлять, опровергнув их необратимую природу. Раскольников не герой, он совершает ошибки. Во-вторых он не может принять эту новую ситуацию, его проблемы соседа, меняются на проблемы падшей души - муки совести, необходимость обманывать, невозможность строить отношения, стресс, страх возмездия. Он не может их отбросить или принять как данность, что любой герой сделает совершенно естественно.

Действия падшей души, также как и действия соседа – реактивны. И также как сосед на крайние действия она идет будучи зажата в угол, но зажатость в углу – её перманентное состояние. Она лишь ненадолго выныривает в обычный мир, когда кажется, что все устроилось и все забылось, но потом обязательно кто-то «знает что вы сделали прошлым летом». Можно было бы сказать, что герой Достоевского находит в себе силы сделать шаг назад и снова стать соседом. Сдавшись, приняв заслуженное наказание, последовав на каторгу, он вновь примеряется с законом и обществом. Но никаких сил искать ему не пришлось, это его действие столь же вынужденное, бегство от проблем падшей души к которым он совершенно не готов, с которыми он не в состоянии справиться. Возникает резонный вопрос, как можно доверить соседу главную роль интересного фильма? Если он лишь отвечает на обстоятельства. Такие способы есть.

Сосед это сосед. Любой человек, живущий в соседнем доме, на соседней улице, с которым можно встречаться, здороваться, обмениваться новостями. Он точно такой же как ты. Не внешне, внутренне. Он точно такой же по мироощущению, у него те же страхи, те же желания. Вот тот месседж который доводится для зрителя и позволяет добиться высочайшего уровня сопереживания и вовлечённости.

Соседи редко становятся главными действующими персонажами, но практически всегда занимают роли второго плана. Причина тому их главное ценное качество – предсказуемость действий. Ваш сосед, является вашим соседом, пока его действия укладываются в некоторое пространство ожиданий. Он адекватен обстоятельствами, в нем нет чрезмерности. От того, в роли главного действующего персонажа он в общем случае скучен. Ему не достает драйва, он не способен удивить.

Но у сценариста есть ход конем – создать «нескучные» обстоятельства. Классика нескучных обстоятельств, это фильм-катастрофа. А также фильм ужасов. А также комедия. А также фантастика. Главное не перейти грань, где сосед перестает быть соседом просто в силу накопления критического числа отличий в его страхах и желаниях. Когда это удается, получаются шедевры. Когда не удается – фильм разваливается, зритель не живет им, он смотрит спецэффекты.

Блестящими находками использования соседей в качестве ведущих персонажей стали в прошлом два сериала, которые породили целую цепочку подражателей и продолжателей. Первый из них, это «Друзья», второй - «Секретные материалы».

С «Друзьями» всё понятно. Если взять группу молодых, красивых соседей и разрешить им творить всё что угодно в рамках непорицаемого обществом или порицаемого не слишком, добавить драйва, можно создать образ привлекательной и веселой жизни. Главное в фильме – драйв, драйв в каждом диалоге, включая паузы. Там собственно кроме диалогов и жестов ничего и нет. И ещё чуть больше эмоций, которые будут чуть ярче, и чуть больше отношений, чуть больше откровенности, чуть больше смеха, чуть больше плотность событий, но не чрезмерно. То – чего не хватает зрителю в отношениях со своими знакомыми и друзьями – и это попадание в десятку. Повторить это пытались и пытаются регулярно, выискивая что ещё может не хватать зрителю в отношениях с ему подобными, чего еще не было в другом сериале. Разброс велик от «Секса в большом городе», до «Реальных пацанов». Рецепт всё ещё работает, но какого-то устойчивого влияния на сознание зрителя таких сериалов я не обнаруживаю. Возможно я просто мало таких сериалов смотрю ))

Дуэт Малдер и Скалли в «Секретных материалах» - это классические, но совершенно другие соседи, соседи скучные, неуклонно следующие канону и потому способные вытащить буквально любой сюжет самой бредовой серии. Их действия каждый раз не выходят за рамки разумных, а часто и очевидных. А вот среда, в которой эти действия совершаются, наоборот реагирует странно и причудливо. И это создает свой неповторимый драйв. Во всяком случае, пока у сценаристов не исчерпывается фантазия и обстоятельства не начинают повторяться.

Режиссер четко следит за каноном, и Малдер и Скалли выбирают свою работу с «загадочным» не сами, не по своей воле. У Малдера похитили сестру, и это «сделало его таким», Скалли тупо назначена на эту работу. У них есть начальство, которое требует отчета, есть формальные правила, которые постоянно всплывают то в том, то в другом сюжете заставляя «героев» отступать. Отступление – ещё один маркер соседей, герои отступать не умеют, отступление героев это всегда финт, всегда обманный маневр. И самое гениальное, что держит весь фильм – это отношения между напарниками. Это те самые отношения между соседями «встречаться, здороваться, обмениваться новостями», плюс профессиональные вопросы, не устанавливая длительного эмоционального контакта. Конечно в третьем сезоне у них возникают отношения, но эта флуктуация быстро сходит на нет. Соседи могут себе позволить высокие чувства и страсти, но только для того, чтобы наделать глупостей. Ведь страсти и чувства ведут к решительным и сильным поступкам, а решительные и сильные поступки требуют мастерства, которого у соседей всегда несколько меньше чем нужно.

Замечу, что антагонист Малдера и Скалли – Курильщик, является классическим героем. Который, стоит над законом, а часто им ещё и помыкает. Его мастерство не очевидно, но серия с убийством Кеннеди расставляет все точки над i. Чем чаще он появляется в сериях, тем очевиднее становится, что победить его нельзя, что борьба Малдера обречена на поражение. Но Малдер не герой, он сосед, а потому он просто продолжает жить от серии к серии и это остается интересным, хотя зритель смутно подозревает, что финал будет открытым.

С тех пор, как «Секретные материалы» открыли эру сериалов о чертовщине, повторить их успех никому не удалось. Персонажи, начинающие в них как соседи либо разваливаются, либо мутируют в героев или падших. Cценариcты проваливают свою задачу, не в силах выстроить должное давление обстоятельств на своих персонажей. Персонажи оказываются вынужденными ходить сами, совершать волевые поступки, заходить за грань закона. В новых сериях их приходится старательно вжимать в прежний тип, к чему часто просто не хватает инструментария.

На этом о соседях практически всё. Есть правда ещё один сериал, который подает тему соседей с необычной стороны, это сериал «Сумерки», но о нем стоит говорить отдельно.
Tags: Герои, соседи и падшие души
Subscribe

  • фотолюбительское

    Картинку свистнул на Пикабу. Замечательная иллюстрация разницы между модельной и не модельной внешностью. При съемке модели любой ракурс, любая…

  • (no subject)

    Написал в нескольких ветках комментариев по Дворцам/Путиным, что сумма в 100 миллиардов меня совершенно не возбуждает. Когда с одной стороны "Путин -…

  • мои комментарии

    Если человек сидит на жопе - ему неплохо объективно. На горячей сковороде сидеть не будет никто, горящая жопа не позволит. Если сидит, значит ещё не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments