Пять-шесть лет назад я общался с одним русским иммигрантом, который работает на западе сценаристом. Пишет сценарии для фильмов и сериалов. Он мне рассказал, что все сценарии имеют довольно жесткую систему ограничений сюжета, которая в основе своей содержит три типа персонажей. Эти типы называются соседи, герои и падшие души.
С тех пор я пересмотрел кучу успешных западных сериалов и фильмов, и мне было весьма интересно наблюдать, как режиссеры и сценаристы пытаются добиться от фильма оригинальности сюжета, удержавшись в рамках тех самых ограничений. Чем они при этом готовы жертвовать, на какие риски идти, где именно отступать от канона так, чтобы публика приняла подобное отступление.
Вместе с тем я не мог параллельно не задумываться, как именно эти ходы делают сериалы успешными, а их героев популярными. Какое влияние на сознание массового зрителя оказывает и сама популярность этих героев и популярность режиссерских ходов, которыми успешность сериала была обеспечена.
И наконец настал момент, когда стало совершенно не возможно не задумываться как этот зритель воспринимает тот сериал, который каждый день показывают ему новостные агентства. Включая те агентства, которые используют в подаче новостей ходы, некогда найденные режиссерами.
Заканчивая вводную, остановлюсь на вопросе «оригинальности сюжета». Самый банальный и примитивный базовый сюжет сериала строиться по схеме «команда хороших парней, против команды плохих парней». Уходя от этого сюжета, сценарист тем или иным способом смешивает хороших и плохих парней, с тем чтобы команды оставались, но члены этих команд перестали быть однозначно положительными или однозначно отрицательными. При этом зритель должен продолжать четко понимать, на какой стороне его симпатии. Иными словами, задача оригинальности сюжета, это задача «облагораживания зла» и «обесценивания добра» путем выстраивания соответствующих контекстов.
Однако есть проблема, контексты приходится укладывать в прокрустово ложе ограничений сюжета диктуемых тремя типами персонажей.