Karachee (karachee) wrote,
Karachee
karachee

Categories:
Есть вещи настолько тонкие, что о них нельзя даже помыслить. Есть вопросы настолько точные, что на них нельзя найти ответ размышлением. Есть задачи, которые нельзя разрешить посредством логики.

Ни с одной из вышеперечисленных фраз ни один Ум никогда не согласится. Не согласится - означает, что принимая подобные вводные он всегда будет генерировать сомнения. Такое явление, как сомнения - своеобразная испанская забастовка со стороны ума, требование у которой одно - эти вещи должны исчезнуть, быть объявленными несуществующими. Пока они не исчезли - сомнения никуда не денутся.

Традиция Чань уделяла особое внимание устранению сомнений, Линь Цзы и его последователи били уличенных в сомнениях палками, чем нимало прославили свою школу. Ученик должен был уметь успокаивать свой Ум и не пребывать, не застревать в сомнениях, угадывать их приближение и прекращать переходя к правильной сосредоточенности мгновенно. На этом направлении работают и коаны и дзенская спонтанность.

Человек не знакомый с Чань, не предупрежденный, привыкший полагаться на свой ум, встречаясь тем или иным образом с тонкими вещами оказывается совершенно неподготовленным к реакции своего Ума. Если же человек принципиально не готов к пребыванию своего сознания в поле сомнений, недоверия, неподтвержденности, он неминуемо откажет всем тонким вещам в существовании. Либо непосредственно объявив их мистикой, надувательством, иллюзией, выдумкой, либо устранив их из своих мыслей как тему недостойную для обдумывания.

Перейти из состояния "сомневаюсь - убираю/трансформирую то, что вызывает сомнения, смотрю как сомнения исчезают следом"
в состояние "сомневаюсь - убираю/трансформирую сами сомнения, оставляю и следую за тем, что их вызывает"
является тем примером изменения МЕРЫ, которая не может быть вызвана никакими факторами внешнего давления.

Иными словами переход к такому новому алгоритму восприятия никогда не является не только вынужденным, но и результатом рассмотрения фактов, раздумий, размышлений.
Причина перехода может быть вербализована в форме "А почему бы и нет?" и указывать на любопытство, любознательность, авантюризм, собственно на формы проявления указанной в прошлых постах СИЛЫ.

Кроме того, причиной может быть следование указанием человека, доверие к суждениям которого выше чем доверие к собственным суждениям. Последнее - основа и опора любой традиции.

Кроме того Ум человека может быть подготовлен таким образом, что его содержание будет указывать на необходимость не доверять Уму, необходимость осуществить выход за его пределы дабы снискать какие-то ништяки.
Последнее не является рабочим вариантом, опираясь на содержание Ума и его логику выйти за пределы Ума можно. Но как только этот выход будет совершен, исчезнет и опора, а следовательно и пребывание вовне окажется невозможным.

В чем же заключается тонкость этих вещей, над которыми пасует Ум.
Чтобы отвечать на вопросы, делать выводы, находить решения, Ум всегда оперирует образом заинтересованного лица. Для Ума есть "спрашивающий", есть "нуждающийся в выводах", "ищущий решения".
И главным образом для него есть образ "Я" который он ещё и успешно самоидентифицирует. В соответствии с набором свойств этих образов, Ум ищет подходящие варианты.

Самоидентификация это термин психологии в буддизме есть другой термин - связанность.

В более простых случаях, когда вещи, вопросы, решения просты - образы используемые Умом более чем эффективны. Задача сесть на табурет, заполнить анкету, заработать на еду, не требует от Ума ничего выдающегося.
Хотя его образы представляют собой только частные и неполные описания того, кто дает Уму вводные, в сфере поддержания жизнеспособности тела и бодрости духа эти описания являются достаточными.

Иное дело, если разница между образом, которым оперирует Ум и объектом, который описывается этим образом является критической для того, чтобы получить эффективное решение.
Ключем на 24 нельзя открутить гайку на 12, но если кто-то пребывает в уверенности что все гаечные ключи одинаковые, он может искать причину почему гайка не откручивается вечно.

Тонкие вещи - вариант, когда объект никогда не сможет быть описан умом с необходимой точностью.
В силу того, что процесс работы Ума препятствует наблюдению объекта, либо его функционированию.

Очевидно, что Ум мыслит образом "Я" который заведомо не является тем Я, которое задается вопросом "Кто Я?". Или вопросом "Чего я хочу?".
Как только начинается процесс размышления, происходит связывание с образом "Я", образом "Человек", образом "Понимающий", образом "Уважаемый", образом "Богатый", образом "Отдыхающий" и пр.
Отрекаясь же от этих образов одного за другим Ум обнаруживает себя неспособным придти к какому то заключению, и может даже умерить свою активность.

Существуют способы работы с тонкими вещами, получение ответов, нахождение решений - полностью минуя/игнорируя мыслительный процесс.
Исключая работу Ума как вредный фактор. Прежде всего это медитации.

Одним из наиболее мощных инструментов для обуздывания Ума и прекращения сомнений является такое изобретение Будды, как "Праджня Парамита" - правильное понимание того, чем является
"существование" и "не существование" всех вещей. Когда все существующие вещи будут не более важны, чем все несуществующие, сомнениям не останется никакого места.
Subscribe

  • В этот день 15 лет назад

    Походу вопрос мироустройства был мною закрыт в аккурат 15 лет назад. Боже, как давно это было, но сколь мало воды утекло.

  • (no subject)

    Попалось сегодня мельком во френдленте у кого-то рассуждение о том, что "картина мира" это плохо. Плохо потому, что она есть идеология. А идеология -…

  • (no subject)

    ЖЖ регулярно пихает в уведомления совершенно лютую фигню, под рубрикой: "Это может быть вам интересно." Мне интересно с хуя ли? по какой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments