Любой набор противоречий может быть устранен и приведен в соответствие с наблюдаемой реальностью посредством дополнительных размышлений.
Препятствием к снятию противоречий может являться только несовершенство ума, который берет на себя данную задачу.
Таким образом можно совершенно внезапно обнаружить, что противоречия не являются ни свойством теории, ни свойством реальности.
Ни к первому ни к второму они не имеют никакого отношения.
Противоречия - свойство и побочный результат работы Ума, проводящего работу по приведению одного к другому.
Которую он может выполнять с разной степенью усердия и добросовестности, но не лучше, чем позволяет уровень его мыслительных возможностей.
В качестве известного исторического примера можно рассмотреть текст Библии, в котором множество людей с самым различным уровнем мыслительных возможностей
усердно и добросовестно находит противоречия, несуразности и очевидные косяки, тогда как другое множество не менее усердно разрешает и переистолковывает те
же самые цитаты так, что они не только совершенным образом вписываются в текущую картину мира, но и превосходят и предвосхищают отдельные её аспекты.
Итак. Ни в одной теории нет противоречий с реальностью. Все они описывают реальность равно совершенным образом.
Но некоторые из них достаточно сложны, чтобы человек без выдающихся мыслительных способностей смог бы привести их к непротиворечивому виду.
Поэтому простые теории замещают более сложные всюду, где последние выходят за уровень мыслительных способностей массы населения.
В то время как часть населения обладающая более гибкими умами может оперировать более сложными теориями и тем самым образовывать интеллектуальные элиты.
Существует уровень мыслительных способностей и организации Ума (усердие + добросовестность) при котором противоречия как результат его работы отсутствуют полностью.
Иными словами, теория любой сложности может быть приведена к сравнению с реальностью таким образом, чтобы обнаружить с последней свою полную идентичность.
Говоря (усердие + добросовестность) я говорю, что данный Ум не будет ни стремиться нарочно изыскать противоречие, ни наоборот отмахнуться от части фактов и выводов.
Появление таких Умов есть один из продуктов развития в традиции Чань и Дзен. Однако в последние 50-100 лет данный уровень является очевидно достижимым и для человека
классической европейской культуры, чуждого данных традиций.
Существует опасность, того, что Ум человека обладающий подобным режимом функционирования будет совершенно ничем не связан в своих выводах и решениях.
Очевидно, что для него не составит труда равно творчески переосмыслить как текст Христианской библии, так и текст библии сатаны, чтобы руководствоваться им в дальнейшем.
За отсутствием однозначно трактуемых выводов логического анализа, единственной сдерживающей и направляющей системой для такого Ума будет являться "Внешняя дисциплина".
Источником "внешней дисциплины" для Ума может являться вероисповедание, (пред)убеждения или болезнь. Отсутствие/слабость первого и второго приводит к развитию третьего.
Все три являются набором практических внешних (по отношению к уму) методов, аналогичным технике необходимой для эффективного подъема штанги, подход, рывок, толчок, жим.
А вот за способность этих методов удержать Ум в заданных рамках отвечает та самая "сила", которую в Чань и Дзен к этому моменту развивают до должного уровня.
Должный уровень, здесь, это такой уровень когда штангу можно поднять и без техники. На одной силе.