Karachee (karachee) wrote,
Karachee
karachee

Categories:


1.Призрак пробуждения.

Когда человек смеется над какой-то шуткой, переживаемые им ощущения максимально близко приближаются к ощущениям, в которых Будды пребывают постоянно. Действительно, что представляет собой смех над шуткой? Этот смех, есть переживание каскадного падения некоторой важностной структуры. Ключевое слово – «каскадный».

Что есть шутка, как она устроена? Человеку сообщают какое-то описание, которое в его восприятии воспринимается как нечто важное. Важность информации вызывается связанностью её элементов с готовыми алгоритмами оценок, поведения, реагирования определяемых его системой ценностей. В его голове создается образ ситуации с готовыми путями её развития, развертывания, решениями участников приемлемыми, и неприемлемыми. Происходит надежное отождествление с этим образом и соответствующее напряжение, поглощение внимания. Затем в описание добавляется факт, или сцена, которая решительно и резко обесценивает все его построения, всю систему образов.

Происходит обрушение каскада. Важность ситуации, важность указанных рисков и выборов, важность исходов для участников, важность своего отношения к этой ситуации, важность себя, как судьи выносящего суждения об описанной ситуации, и наконец важность системы ценностей применимой к этой ситуации. Быстрый сброс напряжения, высвобождение сразу большого объема внимания, разотождествление, разрыв связей с готовым образом себя, своей ценности порождает мгновенное чувство освобождения и удовольствия, прорывается на физический план искренним смехом.

2.Эволюционный аспект

С точки зрения эволюции, смех является механизмом приспособления, позволяющим особи избавляться от страха. Это прежде всего биохимическая реакция, которая насыщает кровь веществами удовольствия, позволяющими быстро перейти от угнетения нервной системы веществами стресса к активному состоянию. Естественно она завязана на ситуационную оценку, ибо избавляться от страха, когда тот обеспечивает выживание, непосредственным образом противоречит инстинкту самосохранения.

Проще говоря, ситуации которые кажутся смешными всегда сводятся к одной схеме "нечто страшное и сильное оказалось не страшным и слабым". Именно в этом случае особь, которая быстрее перейдет от парализующего страха к агрессивной активности успеет первой добратья до ставших доступными ништяков.

Интуитивно ясно, что смех в таком раскладе несовместим со страхом. Одно для другого является устойчивым атидотом. Но как было замечено чуть ранее, смех ещё несовместим и с адекватной оценкой ситуации, в части её угрожающих факторов. Ведь если собственная ценность становится не важной, не важной становится и то, что может этой ценности угрожать.

3.Смех как оружие.

Одним из очевидных способов применения смеха, является высмеивание чужих систем ценностей через выявление в них логических неувязок или оторванности от реальности. Указав на подобные удачной шуткой, человек может пошатнуть систему оппонента, его самооценку и важность самого факта существования оного с его какими-то мыслями и представлениями. Тем самым происходит выход из конфликта мировоззренческих позиций, в зону где наличие этого конфликта не представляет важности. Естественно оппонент будет не согласен принять факт, что ни его представления ни система ценностей, ни опыт, ни что-то ещё ничего не стоят и не важны.

Естественно для адептов западного метода. Но, не для восточного. При схватке мировоззренческих позиций в случае подобного противостояния, любое применение высмеивания западником против восточника превращается в игру в одни ворота. Носителю восточного метола просто нечего защищать, удары не находят цели, он смеется вместе с оппонентом уже над самим фактом того, что тот хочет найти в его системе ценностей что-то связанное с его самооценкой, что-то важность чего потребует самозащиты. В этом смысле он неуязвим.

Для адепта восточного метода, смех есть оружие, направленное на любые системы ценностей вообще. На сам способ воспринимать мир через их призму. Он находит в созерцании подобных явлений бесконечный повод для юмора, часто совершенно не ориентируясь в уместности и приемлемости своих поползновений в высмеивании. Однако его наказание будет жестоко.

4.Смех как омрачение.

Для человека, который часто и много находит повод для юмора, существует несколько естественных угроз. Прежде всего, множественные каскадные обвалы приводят к тому, что внутренние напряжения настолько разряжаются, внимание настолько рассеивается, а окружающие вещи становятся настолько мало важны, что он просто уже не может найти темы, которая вызывала бы смех. Нельзя смеяться над одной и той же шуткой бесконечно.
Профессиональный риск клоуна – разучиться смеяться, потерять саму способность наслаждаться шутками и розыгрышами.

Гораздо сильнее эта опасность проявляется в адептах западного пути. Хочет он или нет, но смех разрушает настрой, сбивает планку уровня высочайшей важности, выставленную на систему ценностей, которая обеспечивает ему высокую самооценку. Нельзя одновременно служить божественному замыслу и шутить по его поводу. Эти темы для юмора у него должны быть табуированы, иначе систему ценностей скоро придется менять на какую-нибудь свежую, которых шутки ещё не коснулись. Но даже смех на казалось бы глубоко отвлеченные темы влечет изменение отношения к ЧСВ, а без этого выхлоп удовольствия от соблюдения ритуалов значительно падает. Настоящий фанатик не смеется никогда и ни над чем, он всегда убийственно серьезен.

Но всех хуже приходится адепту восточного пути. Отказ от системы ценностей на время погружает его в море смешного. Ему не нужно шутить, пласты важного отваливаются в нем сами, внимание прибывает, отождествление утрачивается. И весь этот процесс приятной неги и эйфорической накачки, сходный по действию с накуриванием ганжой, длиться тем мощнее глубже и дольше, чем сильнее он был связан прежней системой ценностей, чем больше представлений о себе его держало, чем сложнее для него виделись пути повышающие самооценку. Но однажды процесс завершается.

Всё что могло отвалиться – отвалилось, всё что казалось важным стало бессмысленным, более того стало мало осмысленным и что-то из важного, но самое главное – его более не прёт. А ведь именно это состояние прухи, освобожденности было тем якорем, который для его личности становится единственно связанным с уровнем самооценки. И ВОТ ТОГДА ОН НАЧИНАЕТ ШУТИТЬ. И даже бывает небезуспешно. Создавая и обваливая хоть какие-то нагромождения ценностей, хоть как-то утрясенные в систему, чаще всего чужими руками с опорой на чужие эмоции. Иногда это совершенно чудовищные в своей бредовости конструкции, которые удовлетворяют всего двум критериям – они должны отличаться от всех прежних, их обвал должен быть достаточно масштабным, чтобы вызвать каскад. И это выглядит очень печально. Потому что дальше путь только один – переориентация личности на иной источник повышения самооценки, в 7 случаях из 10 это самоутверждения за счет других. В других что-то менее не красивое, но это всегда – разочарование в освобождении, неверие в то, что «Акелла промахнулся», профукивание всего этого полученного на халяву резерва внимания, свободы, энергии, просто хорошего настроения в тупое самолюбование. И утрата шанса пробудиться по настоящему. А куда ещё, если уже всё было?

5.О выходе вверх.

Собственно личность является тем барьером, который нельзя обойти, подсовывая ей тот или иной способ повышения самооценки. Пока есть задача удовлетворить личность в её стремлении ловить включать кайф, либо забить этот кайф каким-то другим, дабы снять эту потребность – всё наработанное превращается в процесс кормление бездны. Пробуждение, служение, мораль, эта тварь совершенно всеядна и всё пожрет, а потом скажет, что было не очень то и вкусно, надо что-то новенькое. Что создает уже ситуацию вечного поиска, развития, исследования, короче – петлю неудовлетворенности, колесо сансары, замкнутый круг страданий.

Выходом является разотождествление с личностью. Тем или иным способом. Не путать с разотождествлением с важностью факта существования «Я», важностью «Свободы», «Бога», просветления всех живых существ, чего-то другого. Разотождествление с личностью в отличие от разотождествления с важностью – никакого прихода не дает, потому что некому повышать самооценку. Вернее есть кому, но оно больше не ты и его пруха тебя не касается. А там уже совершенно свои, новые риски.

Subscribe

  • (no subject)

    Попалось сегодня мельком во френдленте у кого-то рассуждение о том, что "картина мира" это плохо. Плохо потому, что она есть идеология. А идеология -…

  • (no subject)

    ЖЖ регулярно пихает в уведомления совершенно лютую фигню, под рубрикой: "Это может быть вам интересно." Мне интересно с хуя ли? по какой…

  • В этот день 2 года назад

    Не забывать ни на минуту. Всем благомудрым друзьям в эпоху ковида ))

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • (no subject)

    Попалось сегодня мельком во френдленте у кого-то рассуждение о том, что "картина мира" это плохо. Плохо потому, что она есть идеология. А идеология -…

  • (no subject)

    ЖЖ регулярно пихает в уведомления совершенно лютую фигню, под рубрикой: "Это может быть вам интересно." Мне интересно с хуя ли? по какой…

  • В этот день 2 года назад

    Не забывать ни на минуту. Всем благомудрым друзьям в эпоху ковида ))