Karachee (karachee) wrote,
Karachee
karachee

Category:

Победе авангарда более всего препятствует его малая численность, для преодоления этого препятствия он должен привлечь на свою сторону массы. Однако уровень нравственного развития масс принципиально не позволяет полным образом оценить, рассмотреть, увидеть мотивы и цели революционеров. Основной и главной целью авангарда становится теперь не столько изменить существующий социальный строй, но поднять уровень нравственного чувства масс до своего уровня – создать нового человека.

Только осознав и приняв эту цель, революционеры выходят на тот стратегический простор в борьбе идей, где у их соперников отсутствуют всякие шансы на сопротивление. Поскольку донести до масс идею несправедливости существующего положения не представляет проблемы (нравственный уровень в целом высок, а уровень социальной организации низок) а вот опровергнуть эту идею по сути нечем.

Таким образом, то, что начинается как попытка изменить социальное устройство общества для устранения несправедливости, естественным образом переходит в попытку изменить и утвердить набор новых культурных норм отвечающих задаче нового общества. Для этого необходимо обеспечить условия воспитывающее новое поколение в рамках более высоких требований к его нравственному уровню. Что является задачей практически неразрешимой в условиях революционной борьбы.

Основным, практически неустранимым препятствием оного является уже принятая победителями культурная норма революционной морали. Эта норма становится идейным ядром привлекающая на сторону революции «всех угнетенных», т.е. людей недовольных своей социальной ролью. Интуитивно ясно, что если сама эта норма является в сути своей отходом от нравственности, то усваивается она проще всего теми, у кого нравственное чувство а)не развито б)не доминирует. Чем ниже оно развито, и ниже его роль, тем меньше риск того, что двойная мораль вызовет отторжение.
Тем легче принявшим эту норму переступать через себя уничтожая врагов, тем проще записывать во враги вчерашнего друга. Разница невелика. Для кого велика – выпадает из обоймы. Отбор в войско революционеров идет жесткий и отбирает далеко не самых лучших, добрых, тонко чувствующих, образованных и т.д.

Возникает парадоксальная ситуация. На вершине управления новым обществом оказывается два поколения, авангард, старые революционеры – носители нравственности (преследующих идею), и молодые бойцы, арьергард тех же носителей (которым тут комфортно). Разрыв в понимании приходится преодолевать, максимально используя интеллект, а если повезет на творцов, то ещё и эстетику. Идеология становится тем необходимым клеем, который собирает новую власть вместе, поскольку вне её поколения моментально расходятся в оценке ситуации, если не текущей, то общей.

В остатке остается центр, носители нравственного чувства достаточно высокого уровня, чтобы отрицать двойную мораль и деление людей на козлищ и агнцев, но недостаточного, чтобы осознать необходимость смены социальной системы и принятия необходимости идеологии. Этот центр становится естественным противовесом, оппозицией, перманентным источником чуждых идеологий, нежизнеспособных альтернатив происходящим изменениям.
С точки зрения авангарда центр приходится постоянно прореживать, дрессировать, но и беречь. Поскольку просвещение масс можно делать только отсюда, из него, других трансляторов нравственного начала взять просто неоткуда. А вот для арьергарда центр, это просто досадная помеха, набор скрытых врагов, которые что-то умеют, но не вполне понятно полезно это их умение или вредно.

Если рассмотреть историческую перспективу, отчетливо видно, что момент, когда авангард сходит со сцены и власть переходит к поколению арьергарда, является закатом всех благих начинаний и влечет жесточайший откат, социальную деградацию. Будь то смута после деяний Ивана Грозного, период временщиков после смерти Петра I, или Хрущевскую оттепель. Откат заметен даже не на уровне нравственного чувства, а на уровне ухудшения быта и уровня ставящихся задач. На уровне общего падения морали, утраты живых нравственных ориентиров.

Первой задачей, которая снимается с повестки дня, это создание нового человека. Кого ещё создавать, если уровень нравственности элиты на данный момент уже фиксирован ниже чем у оппозиции? И кому создавать? Вторым совершенно необходимым номером программы арьергард отказывается от доминирования нравственного начала в управляющих решениях. Потому что видеть так, как ушедший авангард – они не могут чисто технически, нет органа. А перепоручить эту задачу тем, кто видит хоть как-то, они не могут, потому что это «сговор с внутренним врагом». Зато у них есть наработки, методы и набор готовых решений.

Единственный путь для новой элиты – дискредитация нравственного начала, замена его имитационной копией, набором норм, правил, уставов, регламентов, заповедей выдержанных в духе отцов основателей. Опора на интеллект, на науку, на точные ответы, апелляция к общественной выгоде, трудам классиков, статистическим показателям, росту благосостояния, общественному договору и т.д. И конечно, обязательно - закрепление системы двух этических императивов, (один для своих, торой для врагов) как абсолютной нормы.

Проблема однако состоит в том, что государство органически не может адекватно функционировать в том случае, когда управляющая элита обладает уровнем нравственности более низким, чем уровень большинства населения. Выравнивание совершенно неизбежно, вопрос в том сколько на это отпущено времени.

Смена ориентации общества позволяет ему существовать ровно до тех пор, пока декларируемые признаки благополучия не вступят в открытый конфликт с реальной деградацией межличностных взаимодействий популяции выстроенных вне нравственных ориентиров. Коренная перестройка этих взаимодействий становится на столько востребованной, что перебить её порой не может и доминанта инстинкта самосохранения. Любое обещание перспективы более честных отношений является и становится символом нравственного возрождения.

За которым следует реставрация, как необходимость оптимизировать социальные отношения в популяции к уровню развития в ней нравственного чувства. А доминанта оного не будет востребована ещё долго. Лягушка прыгает, но из корзины не выпрыгнет.
Tags: этика
Subscribe

  • (no subject)

    Общество, практикующее социальное неравенство и одновременно практикующее институты позволяющие устанавливаться теплым доверительным отношениям между…

  • (no subject)

    В функциональном аспекте, назначением любого чувства является ощущение дискомфорта связанного с критическими для существования субъекта изменениями…

  • (no subject)

    1) Человек есть существо цивилизованное. 2) Цивилизация есть метод взаимодействия вида с естественной средой обитания не непосредственно, а через…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • (no subject)

    Общество, практикующее социальное неравенство и одновременно практикующее институты позволяющие устанавливаться теплым доверительным отношениям между…

  • (no subject)

    В функциональном аспекте, назначением любого чувства является ощущение дискомфорта связанного с критическими для существования субъекта изменениями…

  • (no subject)

    1) Человек есть существо цивилизованное. 2) Цивилизация есть метод взаимодействия вида с естественной средой обитания не непосредственно, а через…