Karachee (karachee) wrote,
Karachee
karachee

Category:

Сутра Алтаря Шестого Патриарха.




Чжичэн сказал: «Шила, Самадхи и мудрость могут иметь только одно определение, разве могут они иметь разное толкование?»
Патриарх сказал: «Шила, Самадхи и мудрость твоего учителя предназначаются для последователей Махаяны (Великой колесницы). Моя Шила, Самадхи и мудрость предназначаются для последователей самой Высшей Махаяны. Понимание различно, и осознание может наступить либо быстро, либо медленно. Послушай как я определяю эти понятия и сравни с тем, что говорит тебе твой учитель. Объясняя Дхарму, я не отхожу от Самоприроды. Если излагать Дхарму, отойдя от Сущности (Природы явлений), это будет просто изложением Дхармы явлений (внешних форм) и это будет говорить о том, что Самоприрода излагающего затменена. Знайте, что все дхармы начинают функционирование из Самоприроды – это есть истинная Дхарма Шилы, Самадхи и мудрости.
Прослушай мою гатху:

«Когда в сознании нет неправедности – это Шила своей Природы (Самоприроды).
Когда в сознании нет глупости – это мудрость Самоприроды.
Когда в сознании нет беспорядка – это Самадхи Самоприроды.
Тогда не увеличиваясь и не уменьшаясь, само крепко как алмаз (ваджр), тело может прийти в мир, или уйти из него, пребывая в изначальном Самадхи»

Чжичэн, прослушав гатху, высказал раскаяние и благодарность. Он составил в ответ Патриарху следующую гатху:

«Пять скандх окутывают иллюзией тело.
Разве может иллюзия быть конечной истиной?
Но желание вернуться к истинной реальности (Таковости) говорит о том,
что Дхарма ещё не до конца чиста. (Так как она выше слов и явлений)»

Патриарх подтвердил его гатху и сказал ему: «Шилой, Самадхи и мудростью твоего учителя наставляют мудрых людей со слабыми способностями («маленьким корнем»). Моей Шилой, Самадхи и мудростью наставляют мудрых людей с сильными способностями («большим корнем»). Если постигнешь Самоприроду, то не будет даже необходимости учреждать такие понятия как Бодхи, Нирвана, знания и видение освобождения. Когда не будет ни одной Дхармы, которой смог бы обладать, только тогда сможешь установить все дхармы. Когда понимаешь смысл этого, тогда уже можешь использовать имена: тело Будды, Бодхи, Нирвана, знания и видение освобождения. Человек, который видит свою Природу, может использовать эти понятия и названия, а может и обойтись без них. Он свободен прийти в мир и уйти из него. У него нет препятствий и ограничений. Он должным образом реагирует на внешние обстоятельства и должным образом отвечает на вопросы, которые ему задают. Он видит, что все Нирманакаи (тела людей) не отходят от Самоприроды. Он обретает сиддхи и самодостаточность. Он играет в божественную игру освобождения других, пребывая в Самадхи. Таковы люди, увидевшие Самоприроду».
Чжичэн задал ещё один вопрос Патриарху: «Что значит обойтись без всяких понятий и дхарм?»
Патриарх ответил: «Когда в Самоприроде не будет неправедности, глупости и беспорядка, в каждое мгновение будешь созерцать с помощью праджни и будешь стоять в стороне от внешних явлений, будешь в свободе и самодостаточности и сможешь достичь любую дхарму, в независимости от того идёшь ты вдоль или поперёк. Зачем тогда их учреждать? Самоприроду постигаешь сам. Постижение и совершенствование идёт мгновенно и скачкообразно, и нет каких-либо этапов совершенствования. Поэтому и не учреждаются никакие Дхармы.

(...)

Патриарх сказал: «Невечное – это Природа Будды. А вечное – это все добрые и злые дхармы (явления) и различающее их сознание».
Чжиче сказал: «Ваши слова, Ваше Святейшество, полностью противоречат учению сутр».
Патриарх сказал: «Я наследую печать сердца Будды, поэтому я не осмелился бы противоречить сутрам Будды».
Тогда Чжиче сказал: «В сутре сказано, что Природа Будды вечна. Однако Вы говорите, что она невечная. В сутре говорится, что все злые и добрые дхармы и даже Бодхичитта являются невечными. А Вы говорите, что они вечные. Разве это не есть полное противоречие? Ваши слова ещё более усилили мои сомнения».
Патриарх на это сказал: «В прошлом я уже объяснял Маха Паринирвана сутру буддийской монахине У Цзиньцан. Все мои объяснения точно соответствовали учению этой сутры. И сейчас мои наставления тебе также полностью соответствуют учению этой сутры».
Чжиче сказал: «Моё понимание очень поверхностное, поэтому я прошу Вас дать мне более подробные наставления».
Патриарх сказал: «Знаешь ли ты, что если Природа Будды была бы вечной, тогда какой был бы смысл говорить о любых добрых и злых дхармах и даже до конца кальпы ни один человек не зародил бы в себе стремления к Высшему прозрению (Бодхичитту). Поэтому, то, что я называю невечным, это как раз то, что Будды называют путём к истинной вечности. А если бы все дхармы были невечными, все вещи имели бы Самоприроду и подвергались рождению и смерти. Тогда истинная и вечная Природа не охватывала бы всё сущее. Поэтому когда я говорю вечный, это как раз то, что Будда называл истинно невечным. Будда приводит свои аналогии для простых людей, последователей «внешних» небуддийских путей, которые привязываются к «еретической» вечности и для последователей Махаяны и Хинаяны, которые в вечности Нирваны усматривают невечность. Т.е. это для преодоления 8 типов ошибочных представлений: простые люди принимают невечность, неблаженство, «не-я» и нечистоту Сансары за вечность, блаженство, «Я» и чистоту, а последователи Махаяны и Хинаяны принимают вечность, блаженство, «Я» и чистоту Нирваны за невечность, неблаженство, «не-я» и нечистоту. Поэтому Будда в Махапаринирвана сутре открыто изложил срединное учение для преодоления односторонних воззрений последователей буддизма с тем, чтобы ясно показать истинную вечность, истинное блаженство, истинное «Я» и истинную чистоту. Сегодня ты, механически следуя за словами сутры, пренебрегаешь её смыслом. Принимая неодушевлённые объекты за невечное, а то, что обязательно умирает за вечное (вечную реинкарнацию тонкой сущности живых существ), ты неправильно понял самые последние слова Будды, которые совершенны, чудесны и тонки. Даже если ты таким образом тысячу раз прочитаешь сутру, ты не обретёшь от этого никакой пользы».

(...)

Мальчику по имени Шэньхуэй из семьи Гао из Сян-Яна было 13 лет. Он пришёл из монастыря Юйцюань к Шестому Патриарху. Патриарх сказал ему: «Досточтимый, ты устал с дальней дороги. Но, скажи, обрёл ты изначальное сознание или нет. Если у тебя есть изначальное, то ты сможешь увидеть Хозяина (постоянно пребывающую Самоприроду или Всевышнего). Попробуй что-нибудь сказать мне в ответ».
Шэньхуэй ответил: «Изначальной является непривязанность. А тот, кто видит это, тот и есть Хозяин».
Патриарх сказал: «Как можешь ты, шраманера (гецул, неполный монах), говорить такие непродуманные речи?» Шэньхуэй тогда спросил: «А Вы, Ваше Святейшество, сидя в медитации, видите ли Хозяина-самоприроду?»
Патриарх 3 раза легко ударил Шэньсю своим посохом и спросил: «Когда я бью тебя, ты чувствуешь боль или нет?»
Шэньхуэй ответил: «И чувствую боль и не чувствую».
Патриарх сказал: «Также и я, вижу и не вижу».
Шэньхуэй спросил: «Как это вы видите и не видите?»
Патриарх ответил: «То, что я постоянно вижу, это ошибки и грехи моего сознания. А то, что я не вижу, это правоту и неправоту, добро и зло других людей. Поэтому я и говорю, что вижу и не вижу. Давай посмотрим, что ты понимаешь под болью и отсутствием боли. Если ты не чувствуешь боли, то ты будешь подобен деревьям и камням (бесчувственным неживым объектам). А если ты будешь чувствовать боль, то ты будешь подобен простому человеку и тогда у тебя появится гнев. То, что ты понимаешь под видением и невидением – это двойственность. А боль, которую ты испытываешь, или её отсутствие, ты понимаешь как существование и несуществование (рождение и разрушение). Таким образом, ты ещё не видишь Самоприроду (которая выше двойственности явлений и выше жизни и смерти), но осмеливаешься уже морочить голову другим».
Шэньхуэй пал в ноги Патриарху и выразил раскаяние и признательность.

(...)

Subscribe

  • устаревшая модель

    В одном лесу жил тигр. Он ловил косуль и оленей, хорошо питался, был толстым и лоснился. Быть тигром было хорошо. Потом в лесу появился ещё один…

  • В этот день 5 лет назад

    Возникает ощущение, что ничего похожего я уже никогда не напишу. Нет той свежести окрыления.. Какой должна быть идея, чтобы распахнуть крылья ещё…

  • (no subject)

    Внезапно задумался о памятниках. Вот что для нашего общества в РФ есть памятники? А точнее даже для общества всех бывших СССР осколков? Если смотреть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments