Karachee (karachee) wrote,
Karachee
karachee

Category:

Тонкие вопросы этики


Любое учение можно рассматривать как набор программ, отвечающих на вопрос «Каким надлежит быть человеку». Однако, чтобы человек принял этот самый набор программ, учение должно отвечать и на вопрос: «Почему человеку надлежит быть таким».

И вот тут зарыто сразу десяток собак. Потому как этот последний вопрос и есть ключевой вопрос этики, на котором стоит всё здание любой этической системы.

Почему человек должен быть добрым.

Это фундамент. Что именно скрывается за «добрым», либо это будет другое слово «просветленным», «чистым», «светлым», «бескорыстным», «неэгоистичным», «правоверным», «христианином» - это уже стены, окна, двери и прочая крыша с донжонами. Без фундамента – замок на песке.

А фундамент это то, что является самым важным. Непосредственно и прямо, без дополнительных оснований. Что выбрано в качестве главного, в учении, самым непосредственным и беспощадным образом раскрывает суть этого учения. Ибо именно на это, оно намерено опираться в людях. А дальше пройдусь быстро по западным этическим императивам. Их всего три.

Магизм. Древнейший из этических императивов говорит, что доброта, это эффективность. И почему это так? Потому что действие вызывает противодействие. На добро отвечают добром, на зло отвечают злом. Отвечают люди, отвечают боги, духи, природа, карма и прочий мировой закон.
Следовательно - добрым надо быть, чтобы не быть уничтоженным миром. Чтобы быть сильным, иметь поддержку в делах, иметь возможность эти самые дела творить. Лучше всего великие. Чем больше «добра» натворил, тем больше силы/кармы получил. И т.д. по восходящей.
Легко увидеть, что этот императив во первых – глубоко эгоистичен. Во вторых опирается на страх, предлагая защиту от мира, от людей, богов, посмертия. А обратная сторона страха это комфорт, безопасность, власть, всесилие, и наконец всемогущество.
Путь мага – суть бегство от страха во всемогущество. Если для этого надо соблюдать правила учения, маг будет их соблюдать.
В чем «ущербность» данного императива. Ущербность, это когда здание перекашивает, из за свойств фундамента.
Во-первых он постулирует принципы меньшего зла и искупления. Сотворив сегодня зло, его можно загладить добром завтра, главное – баланс силы, эффективность. Это опасно, но оно оправдывается. Сегодня я зарублю старушку процентщицу, зато на эти деньги выучусь, стану доктором и спасу тысячу жизней. Сегодня расстреляю царскую семью, зато следующее поколение будет жить при коммунизме.
Во-вторых, собственно, если есть пути, учения, которые дают бОльшую эффективность, власть, защиту и пр. – то к чёрту «добро». Будем резать на алтарях девственниц, душить купцов шелковыми поясами во славу богини, будем как-то ещё отстегивать на общаг, дабы в аду блатными ходить.

Язычество. Много более поздний, и более чем хитрый императив. Говорит, что все люди - братья, сыновья одной богини, части одного Бога, «человечество», и тому подобное. Его принцип – растягивание. Ты желаешь добра себе, это естественно, но и тот человек, это тоже ты, и вон тот, тоже ты, всё человечество – ты. И животные – ты. Весь мир – ты. Или те же яйца в профиль – «Ты - часть Бога, но всё – часть Бога». Ну, нельзя же желать себе зла. Нельзя же печени идти войной на селезёнку.
Следовательно «доброта» это забота о себе. Заботясь о других, о мире, обо всем сущем, ты делаешь себе хорошо, радостно и красиво. Мир любви окутывает тебя, ты притягиваешь к себе всё лучшее, а всё худшее удаляется. Зло же создает изгоев, людей оторвавшихся, утративших связь с Богом, гайей, миром, человечеством. Они несчастны, в отличии от тебя, у них этого Мира всеобщей любви нет.
Здесь уже требуется некоторое усилие, чтобы сквозь всю эту сладость увидеть, что и тут опора – эгоизм. Эгоизм как готовность к реализации своих интересов, в ущерб интересам окружающих. Просто окружающих теперь как бы нет - всё ты. Потому и ущерб как бы наносить некому, а свои интересы суть интересы «человечества». Угу, «народа», «нации», «рода», «племени», «единоверцев», короче – сил добра, неизгоев. А двигатель – любовь, радость, наслаждение.
Путь жреца, или скорее жрицы, это катание по горам наслаждений. Это бег в лоно матери, в безличие и бездумие. В удовлетворение потребностей на максимально допустимом уровне, всё выше и выше по спирали. Если для этого надо соблюдать правила – жрица будет их соблюдать.
Ущербность этого пути ещё выше, тем более там, где он непосредственно упирается рогом в реалии капитализма с его конкуренцией за ресурс, когда наслаждения тем более доступны одному, чем менее они доступны другому. И пряников сладких всегда не хватает на всех..
И это только первое, второе же – путь очень легко вырождается во всевозможные формы патриотизма, национализма, космополитизма, феминизма и прочей религиозной нетерпимости.
Есть и третье - прогрессирующая неэффективности адептов. Цивилизации «варваров» стоящих на императиве магизма, непременно вырезали тех, кто практиковал императив язычества.
Однако вековая мечта адептов «человечества» это когда «любовь, а не война» будет подарена всем и каждому каждым и всеми. Тогда воистину настанет золотой век, без варваров, войн и бедствий, где будет много секса, еды, пойла, наркоты, прекрасной музыки, архитектуры и абстрактной живописи. Пока не прилетят хищные инопланетяне с Ориона и всех не пожрут.

Христианский. Новейший и непревзойденный на данный момент этический императив был принесен Христом, который подобно поручику Ржевскому, пришел в мир язычества, дабы всё опошлить.
Отталкиваясь от язычества Иешуа сразу заявил – другой есть. Есть другой, есть ближний, есть враг. А страха, радости, наслаждений, эффективности, эллинов, иудеев – этого собственно нет. Это не имеет никакой ценности, весь мир приобретешь, душу потеряешь, тебе это не надо.
А почему надо быть добрым? А нипочему.
Надо, потому что «быть добрым» это и есть фундамент. Должно им стать.
Не потому что иначе беды, будут беды, не будут – будь добрым.
Это не избавит тебя от страданий. Не избавит от врагов. Не дарует победу. Даже от креста не оградит. А ты – будь.
Люби своих врагов. Да, они враги. Да, они хотят тебе зла, твоим близким, родным, детям, народу твоему. Но это такая мелочь. Даже когда они убивают.
Потому, что когда в тебе всё восстает против этого, в тебе восстает эгоизм. Либо тот магический, истинно твой, либо растянутый на ближних языческий. Да, он тебе очень дорог, но ты должен его отринуть, ибо пока ты этого не сделал, дом твоей веры стоит на песке. Сложно. Трудно. Невозможно. Как?
А так, что любить надо только Господа. Только его и больше всего, больше жизни, больше смерти. Ближнего же – ровно как самого себя. Ни больше, ни меньше.
Не для того, чтобы ближний на тебя не напал, не отобрал твоего надела, не взял денег и не вернул. Не для того, чтобы Бог забрал тебя в рай, уберёг от ада. Бескорыстно, чисто. Это и есть путь Христианина.
(Я не говорю про древо церкви, где сейчас и Магизм и Язычество присутствуют многими своими элементами)
Такой фундамент принципиально не теряет здания. Его невозможно разрушить или обратить никакими внешними обстоятельствами или предложениями. В плане духовного поиска, это был мощнейший рывок, революционная технология.
Если ранее у «доброты» как у поведения была внешняя причина, исчезновение которой означало бы и бессмысленность «доброты». То теперь причины исчезли, их не стало. Грехи искуплены. Полностью. Тотально. Теперь быть добрым можно без всякой причины. Просто из себя. Вопрос только «как».

Ну с «как» там уже начались косяки, но куда без них. Речь не об этом. Речь именно о том, чтобы видеть, на что ты сам опираешься. Или на что опирается ближний. И не путаясь за риторикой самых верных слов того или иного учения прозревать насколько говорящий в курсе и верен его сутевым положениям. Ибо понятно, что таковой напроповедует с чужого фундамента.
Subscribe

  • (no subject)

    И пьяные мальчики в глазах.. Знакомый хирург рассказывал, что тест крови на алкоголь взятый у живого тела, и тот же тест взятый у погибшего в ДТП,…

  • В этот день 7 лет назад

    Предположим теперь, что вирусологов на борту не было, а все это время они где-то трудились ;)

  • В этот день 5 лет назад

    Кто бы мог подумать, что письменные источники можно будет оставлять в реальном масштабе времени. А часто и ещё быстрее.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • (no subject)

    И пьяные мальчики в глазах.. Знакомый хирург рассказывал, что тест крови на алкоголь взятый у живого тела, и тот же тест взятый у погибшего в ДТП,…

  • В этот день 7 лет назад

    Предположим теперь, что вирусологов на борту не было, а все это время они где-то трудились ;)

  • В этот день 5 лет назад

    Кто бы мог подумать, что письменные источники можно будет оставлять в реальном масштабе времени. А часто и ещё быстрее.