Одним из наиболее очевидных случаев, когда предательство не является предательством в том смысле, что хотя оно формально и подпадает под приведенное ранее определение, но совершенно не вызывает в душе неприятия является случай внедренного агента.
Штирлица никто не признает предателем арийской расы, или вермахта, идей Рейха, или великой Германии. И почему это так? А потому, что его верность никогда им не принадлежала. Да, тот же Шеленберг считал Штирлица своим, доверял ему и надеялся на него. Но, это всё – было частью задания Штирлица. Иными словами, это не Штирлиц предатель, это Шеленберг – лопух. Причем здесь нет вопроса свой/чужой, если посмотреть на немецких резидентов агентов в нашем тылу, мы также не сможем найти в их деятельности предательства. Наоборот, предательством было бы, начни Штирлиц сотрудничать с Вермахтом, против Москвы.
Что же здесь происходит? А то и происходит, что их верность изначально была фальшивой, зато под неё пряталась настоящая верность настоящим «своим». Именно настоящая верность должна согласно нравственному закону доминировать над вопросами личного интереса, персонального выживания, и далее, вплоть до выживания твоих родственников и детей. И вот здесь нам следует поподробнее присмотреться к Джеку Салли и спросить, предавал ли он народ На Ви?
В общем случае предательства не было. Джек Салли начинает свою враждебную деятельность внутри племени, как разведчик в тылу врага. У него есть четкое представление о том, кто для него свои, а кто чужие. Кэмерон подчеркивает этот момент весьма однозначно и искусно. Стоило Джеку спуститься на планету, он сразу видит проезжающую мимо него большую машину с большими колесами утыканными стрелами народа На Ви. Весьма четкое указание на то, что На Ви враждебны людям. Гораздо интереснее вопрос кто для него здесь свои. И вот тут начинается цепь предательств.
Кому принадлежит верность Джека Салли? Изначально она принадлежит компании. Это он с собственного согласия, без принуждения, своей рукой подписывает контракт и летит на Пандору. В контракте указано, что Салли должен делать и какую сумму он получит. В течении всего развития сюжета компания ведёт себя по отношению к Джеку совершенно честно, он же сначала портит имущество компании разбивая камеры на супербульдозере, потом похищает её собственность, ну и наконец ликвидирует саму базу и производство. Что это, если не предательство, не действия вопреки верности заверенной подписью в официальном контракте?
Однако наше нравственное чувство едва шевелится, и почему это так? А потому, что сфера отношений нанимателя и немного служащего де факто не является для нас сферой применения нравственности, а вовсе даже наоборот, эта сфера для нас находится в ведомстве деловой этики. А вот деловая этика уже изначально предполагает, что верность между компанией и работником соблюдается до тех пор, пока она является обоюдовыгодной. Если же обоюдная выгода исчезает, любая из сторон вправе «соскочить с поезда», прекратить выполнять свои обязательство, тогда как другая вправе добиваться от первой соблюдения условий контракта, либо компенсаций и неустоек. Т.е. по базе здесь нет доверия и нет своих, есть действия из взаимной выгоды. Нет и предательства в том варианте, как например мы рассматриваем предательство Иуды.
Собственно здесь Кэмерону не пришлось делать ничего, достаточно было, чтобы Джек не сошелся близко с местным главой компании, а тот не сказал, что
а) полностью доверяет ему
б) обеспечит любую защиту и поддержку.
с) надеется на него как на человека от которого зависит многое, а то и всё.
Скажи он это, контракт отошел бы на второй план, вперед вышли бы личные отношения и личная верность. Этого режиссёр скать ему ему не позволил.
Однако всё то, что не было сказано Главой компании говорит Джеку Салли другой персонаж – Генерал и вот тут вопрос с предательством встает куда острее.