Karachee (karachee) wrote,
Karachee
karachee

Categories:
В 1933 психиатр и исследователь Альфред Коржибский пишет серию работ по исследованию явления, которое во Второй Логике носит название "Проведение границ". Процесс проведения границ Коржибский называет термином "абстрагирование", а осознанное проведение границ - "осознанным абстрагированием". При этом он выделяет два уровня абстрагирования, первый, это "выделение объекта из события". Т.е. из общего сплошного потока восприятия, доступного человеку посредством органов чувств(события), человек выделяет некоторую конечную дискретную структуру - объект. Второй уровень, это сведение объекта к ярлыку, или конечному набору формул(формальных описаний) указывающих на наиболее "важные" качества объекта, позволяющих предсказывать его проявления и тем самым создающим у человека определенные ожидания. Уменьшая конечное количество этих формул, ярлык может сводится к следующему ярлыку и т.д. Неосознанный автоматический переход от события к ярлыку и соответствующему ему набору ожиданий, Коржибский называет "семантической реакцией", а невозможность избежать подобного перехода "семантической блокировкой".

Такая двухуровневая схема используется Коржибским т.к. он изначально сравнивает способности абстрагировать человека и животного. Животное абстрагирует только от события к объекту. Человек к ярлыку и способен осознавать сам процесс абстрагирования.

Рассматривая методы обучения "осознанному абстрагированию" исследователь использует несколько весьма интересных методик, в частности очень интересен "метод безмолвия", когда человек не пользуется языком, закрывая себе рот рукой, поскольку последний состоит из слов, каждое из которых является по сути готовым ярлыком. Более того, сама речь непосредственно сопровождается процессом отождествления сказанного и описываемого. Вообще теме языка и семантики в работе уделено повышенное внимание, автор считает, что именно через изменение языка, путем пересмотра привычной терминологии и исключения из языков части понятий, можно осуществить внедрение метода в массы, с тем чтобы его использование становилось автоматическим. При этом он подробно и научно разрабатывает методику обучения детей, в частности для демонстрации невозможности описать объект полностью(бесконечное число признаков) группе детей предъявляется яблоко которого требуется описать. Описания записываются на доске, когда их число исчерпывается, яблоко острым ножом разрезаются на мелкие части, которые рассматриваются под лупой, а затем и в микроскоп. Дети усваивают, что яблоко можно измельчать бесконечно, каждый кусочек при этом может быть описан столь же "густо" как и изначальное яблоко. Кроме слова "всё" обструкции также подвергается слово "есть", как отождествляющее.

При работе с очень маленькими детьми, поначалу нужно будет посвящать этому предмету по часу в день в течение нескольких месяцев. Когда они обретут осознанность абстрагирования, не следует надеяться на то, что результаты этого сохранятся надолго, однако, примерно раз в неделю им следует напоминать об этом. Сколько часов в неделю должно быть отведено под этот предмет в высших школах, колледжах и университетах, я бы не рискнул здесь утверждать, поскольку рабочее время в этих заведениях и так уже очень уплотнено. Тренировка по осознан-ности абстрагирования автоматически исключает гигантское число семантических блокировок, и будет способствовать приобретению знаний во всех областях, а также сэкономит «время» и силы – в еще большей степени, если соответствующие учителя сами будут осознающими абстрагирование.
Благотворные результаты, которые следует ожидать, обнаружатся в области более успешных занятий наукой, роста интереса к исследованиями, улучшения характера, более высокого м.п интеллекта и лучшей общей адаптации. Все это представляется дополнением к профилактическому характеру такого обучения, проявляющемуся в виде защиты от множества семантических расстройств в будущем. Но, когда учителя всех предметов сами приобретут осознанность абстрагирования, они, вероятно, откроют новые средства и методы для более простой и более эффективной передачи того, что они хотят донести до своих учеников. Я убежден в том, что часы, потраченные на семантическое обучение, на самом деле окупятся значительной экономией усилий. Более того, это определенно снабдит детей и студентов наивысшей степенью культурного обучения, которое в настоящее время случается только иногда и с трудностями, без сознательного сотрудничества со стороны наших преподавателей.


Альфред Коржибский "Наука и психическое здоровье" 1933


p.s. что также примечательно, Коржибский обучал(успешно) методу людей с различными психическими расстройствами, поскольку считал одной из причин таковых создание патологического набора ожиданий в следствии устойчивых семантических реакций входящих в противоречие с поведением реального мира. В частности он работал на материале первой мировой войны, когда её участники оказывались критически не готовы к тем ужасам, которые им предсояло пережить на фронте. В процессе обучения расстройства либо прекращались полностью, либо значительно снижались их негативные проявления.

Ещё несколько показательных цитат я брошу в комментарии.
Tags: вторая логика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Онлайн голосование

    Потенциально онлайн-голосование самое честное, удобное и защищённое от выбросов. Но делать его надо примерно так: 1) Избиратель заходит в личный…

  • (no subject)

    У Иванова-Петрова на днях был пост про собственность, которая не собственность. Про счёт в Сбербанке, который взяли и зачистили, операционку в…

  • В этот день 13 лет назад

    Куда уходит детство ))

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments