Karachee (karachee) wrote,
Karachee
karachee

Categories:
С небольшой задержкой добираюсь до последнего члена нашей большой тройки обладателей доминанты. Фильм "Хранители".


У Роршаха доминирует нравственное чувство. Сразу надо отметить одну важную деталь, непосредственно то, самое что делает героя - героем, это нравственные поступки, решения продиктованные нравственным чувством. И наоборот герой совершающий безнравственный поступок, немедленно становится злодеем, пусть даже раскаивающимся. Это закон комиксов и закон той жизни в которой герои есть и существуют. Вся атмосфера фильма Хранители навевает печаль и мрачность на зрителя именно потому, что нравственное чувство перестало вести наших героев, они утратили нравственные ориентиры, скажу больше - их нравственное чувство деградирует. Деградирует в столкновении с тем самым миром, который так похож на наш реальный и именно потому, что он так похож. Невысказанная мысль фильма - реальный мир не приспособлен и отторгает тех, кто ведом исключительно нравственным чувством не столь уж и не высказана :) Именно Роршах и местный Бетмен слышат раз за разом, что "их школьный героизм" более не уместен, он не работает, он не эффективен, глуп и где-то смешон. Особенно в новом мире Озимандиса.

Что мы знаем о Роршахе, на фоне величественного Др. Манхэттена и ловкого Озимандиса он выглядит более, чем скромно. Шляпа, нелепый плащ, маска-чулок с ползающими пятнами. Ни одно из его чувств близко не приблизилось к тому, что имееют остальные. По способностям и возможности, действия Роршаха нельзя назвать ни эффективными, ни даже эффектными. Но, всё это меркнет на фоне той силы духа, которая его ведет и которая есть неприменный атрибут человека с доминирующей нравственностью. Чуть раньше я сказал, что уровень развития чувства может быть никак не связан с его способностью быть услышанным, у Роршаха это составляет грандиозную внутреннюю проблему. Его нравственное чувство развито весьма и весьма слабо и однобоко, оно едва годится, чтобы отличать зло обычное от зла запредельного. Тонкие оттенки ему неведомы, поэтому и богатого выбора между просто хорошим, много лучшим и совершенно замечательным поступком у Роршаха нет. Ему доступно видеть только один путь, как правило грубый и беспощадный. Именно там где эффективны такие и только такие действия, Роршах проявляет себя в полной мере как истинный и бескомпромиссный герой. И именно поэтому он остается на улицах и продолжает играть против преступников, теперь ещё и прячась от полиции.

Я уже писал, что нравственное чувство закладывается в детские годы, уже к 8-и, 9-и годам человек полностью способен различать добрые и злые дела, по крайней мере те, что совершает он сам. Что делает Роршах фильм демонстрирует убедительной сценой, за оскорбление матери он жестоко избивает двух парней ростом вдвое больше его, одному он прокусывает щёку. Возникает вопрос, как такое возможно? Как нравственное чувство допускает такие действия? Оказывается не только допускает, но и требует. В основе нравственного чувства героя лежит стремление защищать и охранять человечество ни в коем случае не делая ничего, что может прямо или косвенно нанести ему вред. Также и не допуская бездействия, которое может повлечь нанесение человечеству вреда. Но, что такое человечество для ведомого нравственным чувством? Чуть раньше я давал ответы на этот вопрос для тех, кто ведом эстетической и интеллектуальной доминантой, для Роршаха это те, кого он считает своими. Именно через разделение всех живущих на своих к которым применимы все этические нормы, законы, правила и чужих, к которым никакие нормы и правила неприменимы, нравственное чувство подчиняет себе эстетическое и интеллектуальноео. Отныне они заняты в различении своих и чужих, потом их задача считается выполненной.

По фильму Роршах, кроме всего прочего, является антисемитом и чуть ли не фашистом, читают ультраправую прессу, это для его доминанты - уровень нормы. Именно потому, что он обязан очень четко уметь разделять своих и чужих. Если он этого не сможет сделать, он пропал, ведь перед своими он полностью беззащитен, он никогда не сможет причинить им вред, достойно ответить тремя ударами на один. От них можно только бежать и прятаться. Зато если чужой вычеркнут и выдвинут за границы человечества, никакой жалости к нему быть не может, он вредный фактор подлежащий искоренению. Впрочем так было не всегда, когда-то чувство нравственности было у Роршаха просто ведущим, компромисным, но столкновение со злом запредельным, со злом совершенно бесчеловеческим раз и навсегда установили для бывшего полицейского новые правила игры. Именно поэтому в тюрьме Роршах ощущает себя совершенно на своем месте, вернее в том месте, где есть обширный фронт работ. Когда после первой схватки его утаскивают полицейские, Роршах кричит уголовникам: "Это не меня заперли с вами, это вас заперли со мной".

И всё таки нравственное чувство, как бы неразвито оно не было, оно совершенно прекрасно, когда ведет человека. Именно Роршах говорит Бэтману: "Извини, я знаю как со мной бывает тяжело, порой я совершенно несносен". Говорит и задерживает его руку в своей. Это оно. Это его признание в любви, в признании другого равным и совершенно своим. Несмотря на всё остальное. И Озимандис ему тоже свой и Доктор Манхэттен свой от и до, до последнего мига. Потому, что так получилось. И это делает судьбу Роршаха предельно предсказуемой и трагичной. Его этическая диллема неразрешима. Он не может быть нечестным, не может обманывать людей, не может скрыть совершенное злодейство и жить дальше. Но он не может и ничего изменить, не может обречь человечество на гибель, у него нет решения. А ещё он не может мстить. Можно пытаться удержать своих от страшной "ошибки", можно пытаться наказать их, чтобы они не совершили ещё одну, но мстить ради мести - нельзя, невозможно, немыслимо. Чуть позже это продемонстрирует нам Бэтмен. Нападая на безучастного Озимандиса он кричит "Защищайся", но тот только стоит и принимает удары. И Бэтмен не может продолжать, он хочет бороться с врагом, а врага больше нет, есть свой. Впрочем у Бэтмена нравственное чувство только ведущее, он может через него переступить. А Роршах дает себя убить Манхэттену. Успевшему перед эти сказать, сказать с величайшим сожалением: "Я могу изменить всё, но только не человеческую природу". И в этом я вижу величайший триумф Рошарха, потому что человек погиб, но его человечность торжествует. И нет в ней ни капли торговли, нет ни шага влево ни вправо. А что в ней есть? Есть способ напомнить всем своим, что должно их вести. Впрочем ещё остался дневник.

А выводов сегодня не будет :) Время.
Tags: гармонии
Subscribe

  • В этот день 4 года назад

    Этот пост был опубликован 4 года назад! А мог быть вчера или завтра.

  • об объективность некоторой статистики

    Число зараженных Ковид-19 в Турции превысило число зараженных в России. Уже на 10 000, если верить вот этому американскому сайту.. При этом число…

  • (no subject)

    "Знает неправильно, зато убежденно" — это та табличка, которую следовало бы прибить на входе в интернет.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • В этот день 4 года назад

    Этот пост был опубликован 4 года назад! А мог быть вчера или завтра.

  • об объективность некоторой статистики

    Число зараженных Ковид-19 в Турции превысило число зараженных в России. Уже на 10 000, если верить вот этому американскому сайту.. При этом число…

  • (no subject)

    "Знает неправильно, зато убежденно" — это та табличка, которую следовало бы прибить на входе в интернет.