Karachee (karachee) wrote,
Karachee
karachee

Categories:
Продолжаю тему ф. "Хранители", рассматриваю иллюстрацию к эстетической доминанте.



Что мы знаем об Озимандисе изначально. Он самый успешный из бывших супергероев, поскольку выгодно распорядился продажей своего образа. Кроме того он самый умный человек на земле. Последнее крайне примечательно, казалось бы вот она нестыковочка, ведь за ум отвечает интеллектуальное чувство, отнюдь не эстетическое, а у самого умного человека на земле по определению оно должно быть развито совершенно колоссально. И это так и есть, но... Но, состоит в том, что сам по себе уровень развития чувства ещё никак не связан с его способностью иметь решающий голос. Уровень развития отвечает только за качество сказанных слов, но не за то насколько громко они сказаны и услышаны. И вот здесь на первый взгляд действительно весьма трудно обвинить Озимандиса в том, что интеллектуальное чувство где-то отступает перед эстетическим, ведь он так предельно логичен, целеустремлен и безошибочен в своих оценках ситуации. Но, одна ошибка у него была и именно эта сцена вскрывает всё его нутро. Это сцена покушения на Доктора Манхэттена, та самая, где Озимандис говорит "Прости девочка" и нажимает кнопку. Девочка в данном случае некая мутированная кошка с рогами - домашний любимец Озимандиса, которого он также обрекает на смерть поскольку та находится в одной камере с Манхэттеном. Знал ли наш чертовски умный Оззи, что его попытка обречена? Уверен, что да. Был ли у него иной способ избежать схватки с Манхэттеном - очевидно да, что покажет следующая сцена. Но, он не мог не попробовать. Даже если шансы на победу были 0,5% он должен был попробовать уничтожить Доктора поставив свою жизнь против его. Что говорит на это Манхеттен, он говорит: "Ты меня разочаровал.", это приговор интеллектуальному чувству Озимандиса. Кстати нельзя не отметить, что гибель кошки и эта одна сказанная фраза демонстрирует нам, что и нравственное чувство у Озимандиса вполне таки есть, и его слова про то, что он "видел и прочувствовал каждую смерть" не пустой треп. Но, надо, значит надо.

Что же это такое, эстетическая доминанта, вопрос очень интересный и неоднозначный. Эстетика требует естественности, но, что есть естественность? Комедиант несколько раз дает ответы на этот вопрос. Естественность это желать есть, трахаться и рвать зубами жертву. Если не зубами, то прикладом, пулей, огнеметом. Поскольку Комедиант хищник, он делает то, что естественно хищнику, но его эстетическое чувство всего лишь ведущее, как бы преданно он на него не полагался. И имено поэтому он летит в свой последний полет из окна. Конфликт с нравственным чувством, конфликт с которым этот человек стрелявший в Кеннеди не справился. План Озимандиса оказался для него слишком бесчеловечным, Вердикт Озимандиса: "Он оказался слишком слаб".

Казалось бы, почему вдруг человечество? Ведь сохранение и непричинение вреда человечеству - сфера чувства нравственности, с чего вдруг Озимандису заниматься тем же? Ответ очевиден если разобраться как доминант от эстетики воспринимает мир. Чуть раньше я уже писал, что интеллектуальный доминант видит мир через призму своей отделенности, так человечество для него представляет собой некоторую абстракцию. Для него реальны люди, разные, глупые и умные, знающие и безграмотные, с разными желаниями, целями, притязаниями и возможностями, каждый тянет одеяло на себя, но все вместе они имеют некоторые общие устремления и правила бытия. Человечество это некоторая совокупность всех этих людей. Эстетическое чувство смотрит совершенно иначе, здесь человечество это единый организм, который одновременно состоит из множества более мелких частей-организмов, с другой стороны само является частью организма всего живого. И всё это красиво живет, дышит, развивается, продолжает себя снова и снова. Нужно ли спасти эту красоту? Ответ Озимандиса был бы совершенно замечателен, если можешь, то обязан. :) В этом и заключается его роль здесь. Не будь у него возможностей спасти человечество, он был бы также спокоен и деятелен на своем пути к смерти нимало не дергаясь предельно естественно был кем-то ещё. Но, в тот момент, когда он снял маску супергероя, он принимает роль "короля из королей" - спасителя человечества и все его дальнейшие действия это действия естественные в рамках поставленной цели и принятой роли.

Именно так эстетика обходит на поворотах нравственное чувство и чувство интеллектуальное. Через утверждение своего единственно возможного места в картине бытия, пока это место не найдено, возможны телодвижения и конфликты, но как только собственная роль ясна выбора не остается, гармония вселенной не может быть нарушена. При этом вообще не имеет большого значения признает ли человек себя одним из многих и потому будет следовать в общем потоке, не вылезая со своими оценками, или наоборот осознает свою уникальность и исключительность. Однако историю творят только и только вторые и всегда жестко. С точки зрения биологии то, что для рядового члена стаи недопустимо и предосудительно, для вожака стаи и допустимо и обязательно. Это естественно, у них разная роль, соответственно разная логика и разная этика. Именно здесь растет цель, которая оправдывает средства. А также классовое сознание и много чего ещё. Что же касается путей, то всё язычество от и до, это сплошная эстетика. А также Шаманизм и Даосизм, и ещё много чего. Именно здесь я опять так преплетаю христианскую традицию и идентифицирую Озимандиса как Сатану - князя лжи и мастера "честных" сделок. Что требует нового абзаца. :)

Христианство стоит на чувстве нравственности. Что касается Люцифера Манхэттена, то он просто тот, кто отпал от Бога, утратил нравственные императивы обрекая себя на одиночество перед лицом бытия. Что же касается Озимандиса-Сатаны, к нему счет совсем другой, он противостоит Богу, он опрокидывает и искажает нравственный закон, предлагая простую и неоспоримую альтернативу. Око за око и принцип меньшего зла. Озимандис предельно честен, он называет зло злом, он избегает применять его, но он допускает необходимость его применения. Допускает необходимость жертв там, где нет другого выхода. Он предлагает сделку, от которой нельзя отказаться. В чем же обман? Истинно верующий сказал бы, что обман в отрицании жизни вечной, в том, что гибель человечества есть самый большой страх на алтарь спасения от которого можно бросить уже что угодно. Что человечеству лучше погибнуть, чем выжить ценой утраты человечности. Вопрос безусловно спорный.

В начале я перечислял что мы знаем об Озимандисе. Ещё, мы знаем о нем, что он самый быстрый и ловкий, он даже поймал пулю. Он предельно гармоничен, наш герой-злодей. Сейчас, когда с ним вроде бы всё ясно и каждый ход его укладывается в схему минимизации зла с поправкой на объективность восприятия процессов в мире к нам возвращается вопрос,что всё-таки заставило его напасть на Манхэттена тогда, когда для спасения человечества уже всё было сделано. Ответ будет очень наивный - это было безумно красиво. Когда дело сделано, на сцене остаются двое величайших и теперь Озимандис может испытать судьбу, сыграть ва-банк, остаться единственным творцом новой реальности, сделать следующий шаг в исключительность своего мазка на картине вселенной. Или исчезнуть вспышкой голубого света, оставив после себя нелепое пятно. Когда Манхэттен входит, он говорит "Назови имя дьявола и он появится". Когда покушение не удается, он слышит слава Манхэттена: "Всего лишь человек. Самый умный человек опасен для меня не более, чем самый умный термит". Что делает Оззи? Он пересматривает ситуацию, он включает свое чувство прекрасного, свою эстетику, он складывает новую картину и принимает новую роль, он говорит: "Мы сделали это вместе". Это была бы победа, полная и окончательная, но.. нашелся один непобежденный, о котором завтра.

Некоторые выводы и примечания.

1) Эстетическое чувство обладает громким голосом, когда оно начинает говорить, убедительность его достигает запредельных значений. К эстетическому чувству легче всего воззвать. Этим оно обязано собственной древности.
2) Эстетическое чувство работает очень четко и быстро, потворство сразу вознаграждается наслаждением, противодействие плохими ощущениями. Причем непосредственно в теле. Причем положительные подкрепления сильнее отрицательных. Общее состояние тела является тем рычагом, который позволяет тупо усиливать или ослаблять проявления эстетического чувства.
3) Спектр решений продиктованный эстетическим чувством может быть необыкновенно широк и зависит от общей встроенности человека в окружение, от той роли, которую он выбрал для себя как способ жить и радоваться. Неверно выбранная роль - источник личной трагедии. Столь же различным может быть человек с эстетической доминантой по отношению к другим людям в зависимости от того, что именно в них привлекает его внимание, а что проходит незамеченным.
4) Ставя во главу всякой системы ценностей наслаждение, эстетическое чувство не жалует самосохранения, требует красивых жестов, щедрости и риска. В то же время, в условиях затянутых поясов и бездействия, хорошо развитое эстетическое чувство способно выжать наслаждение и из камня.

Tags: гармонии
Subscribe

  • (no subject)

    Попалось сегодня мельком во френдленте у кого-то рассуждение о том, что "картина мира" это плохо. Плохо потому, что она есть идеология. А идеология -…

  • (no subject)

    ЖЖ регулярно пихает в уведомления совершенно лютую фигню, под рубрикой: "Это может быть вам интересно." Мне интересно с хуя ли? по какой…

  • В этот день 2 года назад

    Не забывать ни на минуту. Всем благомудрым друзьям в эпоху ковида ))

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments