Итак, речь напоминаю идет о чувствах интеллектуальном, нравственном и эстетическом. Эти чувства всегда задействованы в оценке любой ситуации с тем чтобы дать на неё адекватный ответ. критерии адекватности у чувств различны, поэтому порой они входят в противоречие, конфликтуют. Побеждает же в конфликте то чувство, которое кричит громче, в силу ли большей ущемленности, или силы голосовых связок. Так вот, с точки зрения этой самой способности достучаться до адресата, каждое из этих чувств можно в человеке идентифицировать как:
1) Атрофированное. Патологический случай, чувство мертво, оно молчит. Соответственно никаких конфликтов.
2) Нормальное. Чувство дает оценку если распознает ситуацию как свою. Спорит с другими на равных. Будучи ущемленным ноет, бурчит и мстит на своем уровне.
3) Ведущее. Чувство распознает всякую ситуацию как свою и дает ей оценку на опережение. Спорит с другими с позиции силы и щемления. Если уступает, делает это благородно без эксцессов, но это случается весьма редко.
4) Доминирующее. Патологический случай, одно чувство подчинило остальные. Первым дает оценку всякой ситуации, прочие чувства эту оценку подтверждают на своих уровнях. Соотвественно никаких конфликтов.
На сем предисловие заканчиваем и переходим к фильму. Хотя вот ещё что; нормальных чувств может быть до трех, ведущих до двух, доминирующих только одно. Фильм Хранители дарит нам прекрасную яркую картину выписанных персонажей с каждым доминирующим чувством. Сейчас мы их и рассмотрим.
В фильме специально присутствует два момента, которые ясно указывают нам на то, что ни одно из чувств этого суперчеловека не атрофировано. Первая сцена, это та, где Комедиант стреляет в беременную вьетнамку. Мэнхэттен прекрасно распознает происходящее как нарушение нравственных норм, что это вызывает в нем? Удивление. Он удивлен, почему Комедиант этих норм не придерживается, о чем у него и интересуется. Распознавание произошло, но нравственная оценка не влияет на последующее действие. Интеллектуальное чувство жестко держит штурвал управления. Аналогично эстетическое чувство совершенно ясно проходит красной линией сквозь все его отношения с женщинами, он различает красоту и ценит её, но действия его - интеллектуальны. Особенно четко это видно в сцене, где две его копии ласкают Шелковый призрак и уверяют на два голоса её в своей любви, в то время как ещё одна занимается сборкой реактора. Способен ли он видеть "некрасоту" всей этой сцены, её неестественность - безусловно, но интеллектуальное чувство обосновывает логичность и необходимость каждого из его решений.
Что же такое интеллектуальная доминанта. Надо сказать, что она не такое уж редкое явление в нашем мире, где интеллект, знания, логика являются основами для построения законов жизни более, чем нормы нравственности и эстетичности. Но, есть существенная разница между человеком соблюдающим закон потому, что он находит соблюдение его оправданным в рамках того общества, в котором он живет, и человеком, для которого этого достаточно, чтобы закон стал и красивым и справедливым. Как это работает. Очень просто. После того как интеллектуальное чувство вынесло свой вердикт, эстетическое и нравственное чувство начинают перекручивать ситуацию таким образом, чтобы этот вердикт оказался всесторонне одобренным. Классическим примером можно считать всякое "облагораживание зла", предательство действительно превращается в высоконравственный поступок, если удается представить преданных нелюдями, т.е. вычеркнуть их из числа человечества на страже которого и стоит нравственный закон. Аналогично работает эстетическое чувство, оно играет масштабом, вычленяет эффективность каждого отдельного действия отказываясь брать более крупные планы, либо наоборот рассматривает всю картину. Вспомните эту замечательную фразу Доктора Манхэттена: "Мертв человек или жив, его атомарный состав при этом очень мало меняется.", или его слова про Марс, где геологические волны меняют рельеф, в красоту которого человечеству нечего добавить.
Здесь надо остановиться и очень четко врубиться в cуть процесса, что именно происходит с человеком обретающим доминанту. Надо заметить, что ничего не происходит сразу, человеку трудно "облагораживать зло" как и "разоблагораживать добро", но он тренируется и совершенствуется, пока не приобретет необходимое качество. А качество это будет - отделенность. Именно обретя в себе эту самую совершенную отделенность от всей прочей вселенной, человек обретает совершенную власть над нравственным и интеллектуальным чувствами, как бы сильно они не были в нем развиты. Происходит это через замыкание на себя. Нравственность стоит на сохранении и непричинение вреда человечества - человечество отныне это только я. Эстетика ставит вопросы вписанности в естественное движение всей вселенной - вселенная теперь вращается только вокруг меня. Фактически происходит полный отказ от всякой другой эволюции, кроме личной. Теперь эволюционирую только я, только личное восхождение, всё остальное не должно мешать. Это путь власти, путь мага, путь архата и путь гордыни. Много путей построенных вокруг этой доминанты имеют соответственно и различные трактовки в разных традициях. В данном случае мне будет интересно посмотреть христианскую.
С точки зрения христианского канона Доктор Манхэттен олицетворяет собой Люцифера. Он и внешне достаточно светится, но это не суть. Суть же именно в доминанте, в отказе от признания правильным любого другого способа видеть и оценивать происходящее, нежели свой. В этом суть величайшей гордыни "Я знаю всё, ничто от меня не сокрыто, нет во мне изъянов и нет никого выше". Люцифер Манхэттен так не говорит, он говорит: "Я не всеведущ", подразумевая, что всё остальное он может. И действительно может. И они никому никогда не позволит встать над собой. Но его ущербность с точки зрения христианина именно в отпадении от Бога, которая выражается в утрате нравственного закона. Способности видеть собственные поступки не через призму себя самого. Способности не быть одному. Надо правда заметить, что качества отделенности Доктор получил нахаляву, он действительно слишком сильно отличается от человека и его роль во вселенной уникальна, как тут удержаться в рамках привычно человеческого. Т.е. с точки зрения собственной ломки он чист. Чего нельзя сказать про обычных, некиношных доминантов.
Некоторые выводы и замечания:
1) Развитие и сила интеллектуального чувства непосредственно связано с теми качествами себя и среды, которые позволяют выделить себя из массы и блюсти свою уникальность. Обратные процессы развитие и проявление интеллектуального чувства тормозят.
2) Будучи ведущим интеллектуальное чувство при оценке ситуации, автоматом ставит во главу угла интересы собственного отождествленного Я, либо той группы к которой Я себя причисляет. Сдвиг приоритетов может быть только осознанным.
3) Само по себе интеллектуальное чувство более заточено под решение задач возникающих в рамках конкуренции, соперничества, иерархических терок с себеподобными, организации личного комфорта, в более крупных масштабах решения по умолчанию стремятся взять на себя другая пара чувств.
4) Доминирование интеллектуального чувства на уровне принятия решений проявляется аналогично атрофии нравственного и эстетических чувств. На уровне оценки ситуации эффектов атрофии не наблюдается. Это может быть критерием наличия доминанты.
Следующие два персонажа поступят позднее, смотрите фильм :)