"Почему оно не работает" в данном случае равно вопросу почему люди
Почему вообще эта тема вдруг у меня. Потому-что механизм. Древнейший, древнее любви, страха и голода. Потому-что вот это самое, когда ещё бактерия уже есть этот механизм искать где лучше. Но, одновременно этот механизм эволюционировал. Причем по ощущениям это вообще самый главный механизм который эволюционируя делает человека. Не любовь, не голод, не страх. Этот.
Ещё раз как работает. Есть организм, есть среда. Есть чувство организмом среды как соответствующей ему и несоответствующей. Соответствие = среда его поддерживает в тех формах что он есть. Несоответствие = среда его разрушает в тех формах что он есть. Среда - мир. Среда всегда мир, а мир всегда как-то устроен по своим законам, которые образуют порядок. Который порядок определяет формы, которые мир готов поддерживать. Это и есть гармония. Организм как часть мира встроен в его порядок своим порядком на своем месте. Если порядок (= уровень гармонии организма на том месте), где он есть не соответствует порядку (= уровню гармонии этого места) это всегда приводит к выравниванию уровней гармонии мира и организма с максимально возможной скоростью, которая ограничивается пропускной способностью связей организма и мира. Это процесс который идет всегда и везде и определяет всё :) Прежде чем сказать стоп, укажу на два момента. Момент раз - организм может отчасти рулить связями с миром, делать их толще, тоньше, чаще и реже. Момент два - организм может сделать ноги в другое место, если его маневренность выше, чем скорость выравнивания. Вот теперь стоп.
Теперь о человеке. Человек это не просто так, берем для примера кошку и печку. Кошка это организм, печка - среда. Кошка сидит у печки, печка поддерживает кошкину температуру, кошке тепло. Если печка остывает, кошка маневрирует, пододвигаясь к печке, если печка накаляется, кошка увеличивает дистанцию. Если печку не топят, кошка уходит ловить лишнюю мышку, потому как калорий для выживания теперь нужно больше. Теперь берем человека и печку, у человека выбор больше, он может кидать дрова, регулировать заслонку, приставить к этому делу жену, но это всё фигня... критично, человек может печку сделать. То есть разобрать эту, которая греет плохо и собрать новую с более высоким КПД. То есть человек заточен под то, чтобы менять среду, поднимать её до своего уровня гармонии и крайне неохотно принимает обратный процесс.
И наконец о нашей триаде чувств. Это и есть способы сравнения гармонии себя и среды. На трех уровнях. Красота - тело - природа. Нравственность - личность - социум. Интеллект - сущность - Реальность. Последняя тройка самая кривая в плане определений, что совершенно законно, оперируя и взывая сейчас к чувству интеллектуальному им же я могу указать на него только по касательной. Глаз себя не увидит и процесс видения не рассмотрит. Всего три уровня и три ведущие стратегии определяемых самим способом организации человека, его вписанностью в мир, как части мира, выбранной и вылепленной им формой максимально отвечающей мировому порядку. Для выживания, для продолжения себя, для самореализации человек должен делать окружающий его мир правильнее, добрее и красивее. Всё, ничего больше. Это единственная стратегия которая миром принимается полностью от него как биологического вида. Всё остальное он делает хуже, ломает и крушит он хуже, в контексте что пользу из этих процессов извлекает куда меньшую.
Теперь собственно почему оно не работает. Ограничим пространство, где оно не может работать вообще никогда. Оно не может работать если гармония среды выше гармонии человека - тут человек может только учиться, повышать свою гармоничность, тут он потребитель. Препятствие ли это? Нет, всегда можно найти среду или материал, где можно реализовать себя творчески*, где собственный уровень гармонии сможет быть реализован. Оно не может работать если уровень развития чувств груб и не позволяет различить разницу между уровнем среды и своим уровнем. Препятствие ли это? Опять же нет, нужно либо как следует повысить свой уровень гармонии, пускай временно, через потребление, чтобы поймать разницу, либо опять же подыскать особо низкоуровневую среду.** Стоп. Это были глобальные "Почему", реально же рулят "Почему" локальные. Те самые "почему", которые позволяют человеку принимать решения и некрасивые и безнравственные и неправильные(неправедные). Итак почему?
Потому-что программа. Любая программа это простое решение, зато готовое. По определению оно будет проще, чем ситуация во всей её конкретике. То есть разрешая ситуацию, готовый алгоритм упрощает её, делает менее гармоничной, сводит к простым гармониям. Причем программа здесь может быть любая, это может быть шаблон, стереотип, поведенческая норма, а может быть мораль или инстинкт, любовь, страх, голод. Кроме того на каком бы уровне не базировалась программа, это упрощенный алгоритм, который не учитывает существования чувств и их сигналов. Соответственно ни о какой творческой работе речи идти не может. Зачем оно так? Чтобы экономить ресурс в период его недостачи, а далее по привычке.
Потому-что эмоции. Чтобы заработало чувство, нужно внимание направленное на ... Именно внимание, с подключением зрения, слуха, осязания и т.д. включая интеллект позволяет сделать ситуацию различимой для чувств. А эмоции ситуацию замазывают в один цвет, блокируя чувства напрочь. У кого-то больше у кого-то меньше в плане владения каждого своими эмоциями и навыков в эмоциональном состоянии "себя вести", но всегда со сдвигом относительно решения подсказываемого чувствами. Зачем оно так? Затем, что иногда чувства отключать надо. Когда именно? В процессах противостояния с себеподобным. Чувства не заточены под эффективность борьбы с теми, кто такой-же, у них прямо противоположная задача, поэтому при жесткой конкуренции и в конфликтах происходит их блокирование. Ну а потом, противостояние можно провоцировать и в нем пребывать.
Потому-что слаб. Вот, это самое ключевое обстоятельство. Если взять совершенно любого человека, как бы ни сложилась его жизнь, на какие тяжкие его бы не бросало, что бы он ни делал в прошлом, как только он становится - здоров, сыт, удовлетворен, в комфорте, полон сил, ему сразу взбрендит в голову сделать что-то не то красивое, не то доброе, а может и правильное. Как он это желание реализует это уже совсем другой вопрос, нас интересует обратная ситуация. Человек у котрого что-то болит, который не выспался и голоден, сексуально озабочен, ему неудобно сидеть на этом офисном стуле, вообще у него давно не было выходного - этому человеку не хочется делать красиво, правильно и этично. И если он что-то делает, то критерии этичность, красоты, правильности всплывают в очень урезанном виде. Это важно !!!
Важно, что - человек, который по каким-то причинам вымотан и ослаблен оперирует своими чувствами ровно так, как если бы они были у него менее развиты. То есть становится человеком с грубыми чувствами. Временно, пока не придет в себя. Пока же от нефиг ждать высоких прыжков, пойдет как Раскольников и нарубит бабок, потом отойдет и будет ему нехорошо. Поэтому кстати армия. Хотя там сложнее всё. Здесь пока закончу. Ну почти.
Немного об атрофии. Следующим куском буду описывать уровни развития чувств, регулировочку их на сознательном и не очень уровне. И самое интересное это конечно их балансировку, из споры, консенсусы и компромиссы. А пока просто укажу что такое атрофия, именно для того, чтобы проиллюстрировать самый нижний уровень "развития" чувств, который работает у человека в стадии распада, который уже не вполне человек, и одновременно является нижней точкой падения, для человека прижатого жизнью к ногтю у которого нет сил на то, чтобы слушать себя. Важный момент, это - внутреннее ощущение человеком, он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАК ОЩУЩАЕТ, ДЛЯ НЕГО ЭТО ИСТИННО. Не путать с человеком, который всего лишь "думает также", т.е. ощущая по другому не доверяет своим ощущениям.
Итак:
1) Атрофия эстетического чувства. Различает только два значения, "красиво" и "обычно". Не видит уродливого, не понимает искусственности, не чувствует ритма. Красивым считает то, что необычно, непривычно, уникально, выделяется из общего фона.
2) Атрофия нравственного чувства. Различает два значения "полезно" и "вредно". Не способен ощущать вину, сочувствие, сострадание. Нравственным считает то, что идет на пользу делу.
3) Атрофия интеллектуального чувства. Различает два значения "верно" и "неверно". Способен различать в моделях, только внутреннюю непротиворечивость. Верным считает то, что принято большинством или некоторым авторитетом.
*Творчество - это и есть процесс когда материал с низким уровнем гармонии превращается мастером в продукт с высоким уровнем гармонии.
** Есть два больших "Но". Первое "но", это атрофия чувств, когда оно в принципе не работает. Второе "но" это всё-таки грубость чувств создает опасность понижения гармонии в человеке как отдача от процесса повышения им гармоничности среды. Поскольку чувства грубы, человек не может засечь изменения в себе и попадается. Такова судьба всех благородных разбойников, причем не обязательно на нравственном поприще.