Karachee (karachee) wrote,
Karachee
karachee

Category:


Продолжаем. Нравственное чувство идет сразу вторым после эстетического. Носителем нравственного чувства является личность. Здесь собственно начинаются все трудности. Трудности барьера восприятия, очень трудно воспринять что есть чувство, так как оно само и есть то, что воспринимает. Соответственно эстетическое чувство не может померить свою(чувства) красоту, нравственное померить свою(чувства) нравственность. Но если с эстетикой проблематики нет, то вот померить себя на сколько ты нравственен потребность иногда возникает, и тут оказывается засада, что нравственным чувством это не сделать, зато за это успешно берется чувство интеллектуальное. О нем позже. Важный момент здесь. Нельзя померить именно свою способность ставить нравственные оценки, их точность совпадения с этической шкалой, всё остальное меряется легко. Стоп.

Личность это нечто, что тоже с трудом определяется вот так сразу. Нет четкого определения, только контекстные. В нашем случае смело беру определение из "Последнего бастиона" и не заморачиваюсь. Беру для того, чтобы сразу разрулить два важных момента, которые так красиво разрулила knjazna на своем материале. Итак, у меня личность это с одной стороны - эволюционный инструмент приспособления социального существа к существованию в социальной среде. Роль которого тем выше, чем сильнее социальная среда определяет выживаемость/успешность существования данного социального существа.

Здесь личность как инструмент должна отвечать среде, быть приспособлена под неё, отсюда берется мораль. Мораль как принятие принятых в социуме норм и суждений за уровень нравственных оценок. Что может здесь делать нравственное чувство? Ничего, его тут нет. Сравнение на сколько одна модель поведения совпадает и отвечает другой модели поведения это целиком фронт работы чувства интеллектуального. Ставим здесь жирную зарубку на носу, моральные оценки не имеют никакого отношения к работе нравственного чувства, могут противоречить его оценкам, пытаться подменять их.

С другой стороны там же в "бастионе" личность это - инструмент получения кайфа. Не погружаясь в подробности просто отмечу, что тело имеет встроенный механизм поощрения/наказания через биохимию эйфориков, депрессантов и т.д. и т.п. правильно настроенная личность умеет правильно "доить" тело обеспечивая организму более кайфовое существование. Это все биохимия, которая нам не нужна. Нужно, что? Есть этическая шкала единственно задающая что есть добро и что есть зло, естественно она невербальна. Есть нравственное чувство, которое отвечает за приложение этой самой шкалы к объекту нравственного суждения. Что и составляет здесь поиск гармонии. Этический поступок гармоничен, от него становится хорошо. На душе, в сердце, в личности. Неэтический дисгармоничен, от него становится плохо, в том числе совестно, стыдно, муторно, впрочем последнее уже биохимическая реакция тела реагирующего на угрозу разрушения личности. Стоп.

Откуда берется шкала. Оттуда же откуда и золотое сечение. Социальные существа всегда строятся по единому алгоритму. Послушание младших, следование большинству, служение роду, забота о ближнем, подчинение лучшему, защита слабых, поиск защиты у сильного и т.п. плюс туева хуча нюансов регулирующих что из списка над чем когда превалирует. Но, вся конструкция очень жесткая, совершенно жестко определяет что такое хорошо, а что такое плохо и под всю конструкцию заложена одна большая мина, а именно: "свои и чужие"*

Возвращаемся. Личность появляется рано, сразу одновременно с личностью появляется и нравственное чувство, но минимальный разбег для него, чтобы начать проявляться и развиваться ограничен наличием языка. Таким образом старт развитию нравственного чувства дает освоение ребенком общения с потерями информации ниже некотрого критического уровня. Именно тут, в 3-4 года начинается развитие нравственного чувства, подстегиваемое развитием личности и поиском, охотой на поступки и просто хорошие и самые что ни на есть героические. Именно это черпается из мира сначала маленькой ложкой, а потом половником, именно здесь все сказки мира, все мультфильмы и всё детское творчество.

Ребенок начинающий пробовать струны нравственности это совершенно чудесное существо. Его интеллектуальное чувство спит крепким сном, поэтому он не различает человека от кошки, кошку от плюшевой игрушки, его доброты хватает на всех, всех он стремится защитить и привести к своему знаменателю. Ему тяжело. Его окружают старшие, которые нравственно находятся по базе на уровне более низких гармоний, они для его нарождающегося чувства выглядят как бесплодная пустыня, откуда нечего взять. Наоборот, это взрослых рядом с ним торкает, как в пристуствии святого, чистая гармония, лекарство для ушибленных личностей. Впрочем хорошо, если есть бабушки, бабушки это стратегический запас нравственности внука. :) Потом ему становится ещё тяжелее, потому как нравственное чувство готовит его к жизни в мире, где социум построен по законам этики, а он попадает в мир, где социум построен по законам морали. И ему приходится делать нелегкий выбор, быть в согласии с собой или быть в согласии с обществом. Со всеми вытекающими. Выбор впрочем неокончательный, но вот последствия этого выбора в этот критический период, они как раз окончательные.

Нравственной чувство формируется на раз, либо вот тут, либо уже никогда. Здесь от 4 лет до 12 оно проходит все свои этапы, этические компоненты не задействованные впервые в этот период уже не будут задействованы никогда, живые алгоритмы не развернутся, на их место встанут моральные нормы, запреты, указания. По сравнению с другими двумя, нравственное чувство находится в самом невыгодном положении, процесс развития любого чувства, это процесс всегда доминирующий, он обязательно подавляет развитие прочих чувств. Как бы ни "повезло" человеку с внешними условиями, эстетическое чувство всегда выйдет на минимальный уровень, потому-как начинает первым и всегда есть кусок природы, питательной среды. Нравственное чувство должно подавить развитие эстетического, на это тратится драгоценное время, этот фокус может вообще не удастся, если ребенок заговорил рано и при этом творчески одарен. Не меньший удар наносится и задержкой речевого развития. Но главная засада ожидает в 6-8 лет, когда нравственное чувство на пике, а личность буквально задыхается от потребности в социальных, этических гармониях, справедливый мир ей нужен как воздух, просто для роста, для бытия. И в этот момент человеку начинают нагружать интеллект, форсируя развитие чувства интеллектуального, которое успевает подавить нравственное задолго до законных 12 лет. Стоп. Взаимоотношения чувств мы осветим отдельно.

Есть ли у нравственного чувства второй шанс? Есть, но он беспонтовый. Беспонтовый в том смысле, что приходит слишком поздно, на рубеже 55 лет и далее. В чем фишка? Фишка в том, что социальное существо за этой гранью имеет заготовленную эволюцией роль, роль патриарха, роль наставника, роль советника, роль учителя передающего опыт молодым. Чтобы играть эту роль, нужно быть этически привлекательным, быть гармоничным, притягательным для учеников. Поэтому здесь открывается второе дыхание и если тогда, что-то было наработано, то здесь в человеке проявляется совершенная внутренняя красота. Ну и конечно никто не отменял доминирование или синтез. То и другое сейчас большая редкость.

Что собственно грозит личности при слаборазвитом чувстве нравственности. Практически ничего серьезного, так как социум уже представляет собой среду предъявляющую к качествам личности низкие требования, предлагающий личностям в состоянии трупного разложения ниши для удобного существования в виде функциональной коробочки. Что грозит обладателю такой личности? Собственно ущемление по второй функции, если социум лоялен, то вот счастья в жизни почему-то не происходит и вообще тело отвечает на происходящее депрессиями, а не эйфориями. Отсюда начинается "Прозак", а я говорю стоп. :)

* Свои и чужие. Для любого социального существа кроме человека нравственностью всё заканчивается, интеллектуальное чувство если и есть то ходит под ним. Поэтому двойной этический императив, когда по отношению к своим и к чужим применяются принципиально различные этики поведения абсолютно приемлемая норма. Именно потому, что роли чужих и своих закреплены предельно жестко. У человеков их жесткость совершенно никакая, нет естественных врагов, отсутствует естественная добыча, даже элементарные запреты "не бить в пах" преодолеваются легким нагнетанием образа врага. Именно так и работает механизм "облагораживания зла", любой безнравственный поступок может быть полностью оправдан и выдан за героический путем манипуляций с собственной самоидентификации и идентификации пострадавшей стороны. Этот механизм заставляет нравственное чувство проигрывать 8 из 10 раундов чувству интеллектуальному, что может приводить к атрофии чувства. т.е. полной неспособности различать нравственность деяния.

Как-то грустно получилось. Ну ничего, дальше будет веселее. :)
Tags: гармонии, к основе, социо
Subscribe

  • Не мусорить - мало. Надо сеять.

    Россия, вслед за мировым трендом, все глубже вползает в эпоху запретов. Запрет, как метод решения любой насущной проблемы характеризуется тем, что…

  • (no subject)

    Бытие определяет сознание. Это краеугольный камень любой современной социальной теории. Если бы это было не так, то какой смысл выводить…

  • вдоль по питерской

    В соответствии с Законом о международных чрезвычайных экономических полномочиях (50 USC 1701 et seq .) (IEEPA) настоящим сообщаю, что я издал Указ…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments