Поскольку времени у меня ровно между "нет" и "нет совсем" пойдем галопом по европам. Итак обещанные чувства настроенные на поиск гармонии. Прежде всего их три и они составляют триаду. Важно, они могут находиться в разных взаимоотношениях друг с другом, союзных или враждебных. Важно, они работают проявляются "от избытка", то есть тогда, когда решения максимально невынужденные. Важно, каждое из них связано с носителем, гармонию которого они обеспечивают, состояние носителя относительно среды полностью определяет на сколько чувство задействовано и куда направлено, повернуто, внутрь или наружу. Стоп.
Первое чувство, чувство базовое. Эстетическое. Его носитель - физическое тело, обеспечивает гармоничность тела, его настройку на оптимальные режимы. Ага, от красоты кругом хорошо именно телу. Оптимальные режимы тела задаются ритмами и линиями. Ритмы это альфа, бета, гамма ритмы мозга, сердечный ритм, суточный ритм активности, дыхание и прочая, прочая вплоть до пульсации стенок отдельных клеток. Всё, что несет здоровые ритмы звучит красиво, звуки той частоты, для которой тело более прозрачно действуют мощнее. Линии это в первую голову золотое сечение, его части, спирали, дуги, соотношения. Продиктовано особенностями компактной записи генетического кода, который разворачиваясь в полноценный организм следует вот такому алгоритму строительства, отклонение от которого безусловно сигнал разрушения основы. Стоп.
Эстетическое чувство у большинства людей на 60-70% является условно врожденным. Остальные 30-40% результат развития в миру. Развиваться начинает с первых недель зачатия, то есть ещё в утробе, потому как процесс определяет и к моменту рождения эти самые 60-70 % уже есть. После рождения активная фаза становления и развития длится всего 4-е года, иногда чуть меньше иногда чуть больше. За эти первые четыре года решается будет ли человек человеком искусства, возьмет ли его эстетическое чувство нужный разгон, чтобы начать определять его решения. Если нет, то не в этой жизни. Если да, то этого может оказаться недостаточно. :) Потому как эстетическое чувство уникально тем, что для него заложено больше одного участка развития и оба необходимы. И если первый приходится на первые 3-4 года жизни, то второй приходится в аккурат на 3-4 года полового созревания. Именно в этот период опять открывается тяга к прекрасному ибо тело перестраивается, перестраиваются ритмы и линии, гармонические каноны и оптимумы, меняется характер угрожающих телу дисгармоний. Но... этот период проявляется заметно слабее, полностью догнать потерянное в первые годы жизни здесь нельзя, но можно преумножить или частично скомпенсировать. Стоп. Постстоп, женщины имеют шанс "обмануть природу", в период беременности у эстетики приоткрывается третье дыхание.
Что значит вообще "развитие чувства", это значит развитие умения различать тонкие оттенки, хорошее от отличного, отличное от великолепного, великолепное от бесподобного и т.д. Неразвитое чувство отличает только круто от фигни. Само развитие никак не связано с эксплуатацией. Если чувство которое эксплуатируется на 125%, то это ещё никак само по себе не развивает его. Развитие идет через эксплуатацию на более качественном материале и особые тренинги. О тренингах потом, качественный материал, это материал требующий более тонкого различения или навязывающий его(см. Малевич*). Любое чувство может развиваться от начала жизни и до её полного завершения совершенно в ровном ритме. Этому мешают объективные факторы приоритета для разного возраста, с одной стороны развития того или иного носителя, с другой картины дисгармоний угрожающей для цельности человека в том или ином социальном статусе, с третьей - наличия доступа к высоким гармониям того или иного типа. Эти объективные факторы могут быть преодолены через синтез, или скорее резонанс чувств, когда они сливаются в единое чувство, которое уже развивается как одно целое. Либо через доминирование одного из чувств, ложный синтез, когда другие два несамостоятельны и занимаются его обслуживанием. Это ещё будет большая тема для разговора. Стоп.
* Как работает Малевич. Картины Малевича содержат простые фигуры, содержащие простые низкоуровневые гармонии. На квадрат смотреть чуть приятнее, чем на неравносторонний прямоугольник вследствии его большей устойчивости к энтропии как информационного объекта с более коротким описанием, либо описанием в котором четыре части дублируют друг друга и следовательно могут быть восстановлены при утрате части описания, через симметрию. Это собственно древний механизм, так отращивают недостающие части морские звезды и прочие губки. Но я отвлекся. :) Итак это простая, низкая гармония, она эстетически мало привлекательна, не более чем плитка на стенах в ванной. Что делает Малевич, он меняет углы, меняет на очень малую величину, квадрат становится неправильным. Точно также он кстати рисует практически параллельные линии на других его картинах. Отличия столь малы, что человек это не замечает достраивая умом правильную картинку... но если его эстетическое чувство развито, оно реагирует на "неправильность", сигнализируя о дисгармонии. А сигнал о дисгармонии игнорировать нельзя, это закон. Поэтому его картины и привлекают... некоторых. Созерцание работ Малевича пробуждает и стимулирует их эстетическое чувство, то есть настраивает на восприятие красоты = гармонизацию физического тела. Для других людей, чувство линии которых менее совершенно, Малевич может быть художником депрессивным, для третьих, ещё менее развитых очевидно, что его работы это фигня-фигнёй. Искусствоведы тут могут иметь свою точку зрения, это их хлеб :) Пока здесь закончу.