Categories:

Когда придумываешь игру, скажем настольную, сначала рождается некая идея, которая ощущается как процесс. Для процесса определяются правила, правила игры, которые будут его поддерживать и удерживать в тех рамках-границах в которых он интересен. Потом, согласно правилам начинается изготовление поля, фишек, карточек, чего-то ещё. Когда это всё последнее, эта карта событий, вариантов и ресурсов, включающая в себя баланс предсказуемости и рендома создано, начинается сама игра тест. И вот здесь выявляется, что что-то не так, процесс не идет, идет не так. Естественным, очевидным, стандартным подходом, первым шагом являлось бы изменение поля, числа ресурсов, карточек с текстом. Но... оказывается вдруг, что всё это уже есть. Оно уже сделано, оно реально. А правила в голове. Поэтому намного проще, быстрее оказывается изменить, поправить правила в голове с тем, чтобы вот это готовое уже, этот набор предметов заиграл в том виде как он есть. При этом требуется изрядная доля мастерства, чтобы процесс остался тем что задуман. Меняя правила и оставаясь всё время на одном поле с одним набором ресурсов, фишками и той же самой шестигранной костью каждый раз получаешь новый процесс, который сравниваешь с эталонным. И здесь вполне возможно получить совсем другую игру, которая будет ничем не похожа на изначальную идею, но будет не менее интересной.

Всё это совершенно применимо и к обычной жизни, когда картина мира, представления, виденье сил обстоятельств причин выстраиваются сначала из некоторых правил поведения, этических норм, шкал различения добра и зла, которые в свою очередь покоятся на идее собственного идеально счастливого существования. Существования своего центра, своей сути в гармонии бытия. Но затем появляется это поле для игры предоставляющее ограниченный выбор, случайности и предсказуемости, ограниченное количество ресурса. И вот эта картина мира отвечающая и одновременно не отвечающая желаемым процессам начинает менять правила, которые в голове, поведение, этику, шкалы различения. Поскольку она уже есть. Она главнее. А человек он в массе своей не тестер, для него всё это включая выигрыш важно. Но бог с ним, с человеком. :) Тот кто видит всю эту картину в целом не вовлекается трижды :)) Самый первый раз, когда видит выбор между игрой ради выигрыша и игрой ради процесса. Второй раз, когда видит выбор между игрой по правилам и игрой на готовом поле. И третий раз, когда видит выбор между игрой единственноданной и играми, которые могут быть выбраны. А выбор между участвовать в игре или создавать её, это не достижение, это так, подчиненная функция доступная на любом уровне вовлеченности. Собственно здесь и начинается "мышление веером", удерживать в голове правила с текучими реальностями под них и/или удерживать реальность с текучими правилами под неё, и следить за узорами, принимая что тебе не нужно и необязательно найти один эталонный, но выбрать любое количество понравившихся. А выбрав сложить веер обратно так, чтобы все они стали частью будущей игры. Именно так я и работаю.